У дошкольников с ОНР обнаружена продуктивность запоминания наглядного материала, в то же время отмечается снижение слухоречевой памяти, то есть уровень зрительной памяти несколько выше, чем уровень речевой памяти. Дети с ОНР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по всем показателям запоминания.
Ошибки дошкольников с ОНР выражаются в персеверациях слов; в наличии новых слов, близких по смыслу заданным; в пропуске сложных по слоговой структуре слов; а также слов, которые при перечислении находятся в середине ряда. Подобных ошибок у детей с нормальной речью не наблюдалось.
Зрительное и слуховое восприятие лежат в основе развития познавательной деятельности ребенка, играют огромную роль в обучении ребенка чтению, письму, грамоте, математике, рисованию, музыке. Слуховое восприятие у дошкольников с ОНР и их здоровых сверстников сохранно на все звуковые впечатления, кроме звуков человеческой речи. Именно эта специфическая невосприимчивость помешала детям с ОНР получить высокие результаты (оценки) при выполнении заданий (таб. 5).
Таблица 5
Суммарные результаты исследования запоминания зрительного
и словесного материала в констатирующем эксперименте
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Зрительная память |
Дети с ОНР |
55 |
33 |
12 |
— |
— |
Дети с N речью |
100 |
— |
— |
— |
— | |
Слухоречевая память |
Дети с ОНР |
21 |
50 |
29 |
— |
— |
Дети с N речью |
80 |
20 |
— |
— |
— | |
Смысловая память |
Дети с ОНР |
70 |
19 |
11 |
— | |
Дети с N речью |
100 |
— |
— |
— |
— |
Способность к различению цветов у детей с ОНР приближена к возрастной норме. Но при назывании цветов, дети часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.
У детей 1-й группы подобные трудности можно связать с их малым речевым и чувственным опытом, с нарушениями внимания и памяти. У детей с речевой патологией 2-й группы, как правило, названные особенности связаны со сниженной работоспособностью, быстрым утомлением.
Сравнение зрительного восприятия у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием показало, что между ними выявляются существенные различия. Количественные соотношения зрительного восприятия сравниваемых групп представлены в табл. 6.
Результаты исследования восприятия пространства детей с ОНР сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью.
Таблица 6
Суммарные результаты исследований восприятия
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Слуховое восприятие |
Дети с ОНР |
— |
88 |
12 |
— |
— |
Дети с N речью |
60 |
40 |
— |
— |
— | |
Цветоразличение |
Дети с ОНР |
12 |
52 |
36 |
— |
— |
Дети с N речью |
90 |
10 |
— |
— |
— | |
Зрительное восприятие (анализ и систез) |
Дети с ОНР |
15 |
55 |
20 |
5 |
5 |
Дети с N речью |
45 |
55 |
— |
— |
— | |
Восприятие пространства |
Дети с ОНР |
41 |
41 |
— |
18 |
— |
Дети с N речью |
89 |
11 |
— |
— |
— |
Актуально о образовании:
Понятие детской агрессивности
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных социально-педагогических проблем. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущих под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, а так же неор ...
Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения нарушений письма
Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых. 2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей эксперимента ...
Пути
повышения активности и самостоятельности учащихся
Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала. Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, нужно начинать изложе ...