У дошкольников с ОНР обнаружена продуктивность запоминания наглядного материала, в то же время отмечается снижение слухоречевой памяти, то есть уровень зрительной памяти несколько выше, чем уровень речевой памяти. Дети с ОНР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по всем показателям запоминания.
Ошибки дошкольников с ОНР выражаются в персеверациях слов; в наличии новых слов, близких по смыслу заданным; в пропуске сложных по слоговой структуре слов; а также слов, которые при перечислении находятся в середине ряда. Подобных ошибок у детей с нормальной речью не наблюдалось.
Зрительное и слуховое восприятие лежат в основе развития познавательной деятельности ребенка, играют огромную роль в обучении ребенка чтению, письму, грамоте, математике, рисованию, музыке. Слуховое восприятие у дошкольников с ОНР и их здоровых сверстников сохранно на все звуковые впечатления, кроме звуков человеческой речи. Именно эта специфическая невосприимчивость помешала детям с ОНР получить высокие результаты (оценки) при выполнении заданий (таб. 5).
Таблица 5
Суммарные результаты исследования запоминания зрительного
и словесного материала в констатирующем эксперименте
(в % от общего числа заданий)
| Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
| без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
| Зрительная память | Дети с ОНР | 55 | 33 | 12 | — | — | 
| Дети с N речью | 100 | — | — | — | — | |
| Слухоречевая память | Дети с ОНР | 21 | 50 | 29 | — | — | 
| Дети с N речью | 80 | 20 | — | — | — | |
| Смысловая память | Дети с ОНР | 70 | 19 | 11 | — | |
| Дети с N речью | 100 | — | — | — | — | |
Способность к различению цветов у детей с ОНР приближена к возрастной норме. Но при назывании цветов, дети часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.
У детей 1-й группы подобные трудности можно связать с их малым речевым и чувственным опытом, с нарушениями внимания и памяти. У детей с речевой патологией 2-й группы, как правило, названные особенности связаны со сниженной работоспособностью, быстрым утомлением.
Сравнение зрительного восприятия у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием показало, что между ними выявляются существенные различия. Количественные соотношения зрительного восприятия сравниваемых групп представлены в табл. 6.
Результаты исследования восприятия пространства детей с ОНР сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью.
Таблица 6
Суммарные результаты исследований восприятия
(в % от общего числа заданий)
| Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
| без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
| Слуховое восприятие | Дети с ОНР | — | 88 | 12 | — | — | 
| Дети с N речью | 60 | 40 | — | — | — | |
| Цветоразличение | Дети с ОНР | 12 | 52 | 36 | — | — | 
| Дети с N речью | 90 | 10 | — | — | — | |
| Зрительное восприятие (анализ и систез) | Дети с ОНР | 15 | 55 | 20 | 5 | 5 | 
| Дети с N речью | 45 | 55 | — | — | — | |
| Восприятие пространства | Дети с ОНР | 41 | 41 | — | 18 | — | 
| Дети с N речью | 89 | 11 | — | — | — | |
Актуально о образовании:
Включение младших школьников в систему дополнительного образования
	 Детям школьного возраста свойственна учебная и внеучебная деятельности. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от уче ...
	
Содержание и результаты экспериментальной работы
	 Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Окунь В. Пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем…оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка э ...
	
Задачи на взвешивание и переливание
	 Данное занятие предлагается провести в виде практического занятия. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300мл, 400мл,  ...