Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте

Страница 5

При этом не только нарушения вербального мышления неотделимы от проявления неполноценности языковых систем, но также неотделимы и проявления ведущих простых неречевых расстройств (расстройств памяти, внимания, восприятия) (таб.3.).

Таблица 3

Суммарные результаты исследования памяти, внимания, восприятия

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Память

Дети с ОНР

48,2

37,2

14,6

Дети с N речью

93

7

Восприятие

Дети с ОНР

15,5

61

15,5

8

Дети с N речью

73

27

Внимание

Дети с ОНР

13

65,3

21,7

Дети с N речью

84

16

Экспериментальное исследование выявило у детей с ОНР значительные нарушения произвольного внимания, о чем свидетельствует то, что для выполнения заданий детям с патологией речи требуется больше времени, чем детям с нормальным речевым развитием.

Результаты экспериментов показали, что качественная характеристика выполнения заданий позволила выявить гораздо более низкий уровень выполнения задания в условиях словесной инструкции. Например, при выполнении корректурной пробы, абсолютно правильного решения этого задания нет ни у одного ребенка с ОНР, в то время как у их здоровых сверстников высокую оценку получило большинство детей. Лишь у некоторых здоровых детей были допущены 1-2 ошибки, и столько же ошибок отмечается у половины дошкольников с ОНР. При этом выполнение в медленном темпе с большим числом ошибок (3- 4) наблюдается только у детей с ОНР.

В результате экспериментального исследования внимания выяснено, что дети с ОНР инструкцию воспринимают неточно, фрагментарно; им трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения.

Кроме того, все виды контроля являются значительно нарушенными. Задания выполняются детьми с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. У детей 2-й группы ошибки возникали к концу выполнения задания, что можно объяснить быстрым утомлением, истощением нервной системы ребенка. Для таких детей характерна импульсивность, неустойчивость внимания, пропуски при выполнении корректурных проб.

У детей 1-й группы ошибки наблюдаются еще в самом начале выполнения проб. Им характерен медленный темп и, собственно, ошибки в решении заданий. Такие трудности этих детей можно связать с неточным восприятием инструкции экспериментатора, так как дети 1-й группы вычеркивали не те фигуры, которые задал экспериментатор. Для таких детей характерно снижение устойчивости и переключения внимания, а также более узкий объем внимания.

Таким образом, отмечались несущественные индивидуальные колебания внимания – нерезко выраженная неустойчивость внимания. В среднем около 20% детей контрольной группы допустили не более 2-х ошибок. Судя по полученным данным, познавательная деятельность детей контрольной группы отличалась осознанностью, гибкостью и обобщенностью. Лишь у 20 % детей отмечалась некоторая неустойчивость внимания.

Таблица 4

Суммарные результаты исследования внимания

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Устойчивость внимания

Дети с ОНР

36,6

63,4

Дети с N речью

84

16

Объем внимания

Дети с ОНР

80

20

Дети с N речью

89

11

Распределение и переключение внимания

Дети с ОНР

62

38

Дети с N речью

80

20

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...

Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и методов педагогического влияния на правосознание преступников. Для получения положительных результатов важно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru