Таблица 1
Суммарные результаты исследований понятийного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Вербальное мышление |
Дети с ОНР |
— |
16 |
75 |
9 |
— |
Дети с N речью |
55 |
45 |
— |
— |
— | |
Сравнение |
Дети с ОНР |
— |
40 |
60 |
— |
— |
Дети с N речью |
80 |
20 |
— |
— |
— | |
Обобщение |
Дети с ОНР |
— |
70 |
30 |
— |
— |
Дети с N речью |
75 |
25 |
— |
— |
— | |
Классификация |
Дети с ОНР |
10 |
60 |
30 |
— |
— |
Дети с N речью |
90 |
10 |
— |
— |
— |
У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).
При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).
Таблица 2
Суммарные результаты исследования конструктивного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Сукцессивные и симутанные процессы |
Дети с ОНР |
61 |
29 |
10 |
— |
— |
Дети с N речью |
62 |
38 |
— |
— |
— | |
Конструктивное мышление |
Дети с ОНР |
81 |
19 |
— |
— |
— |
Дети с N речью |
74 |
26 |
— |
— |
— |
А. Н. Корнев рассматривает этот феномен как проявление гиперкомпенсации. По его мнению, такая зрелость конструктивного и образного мышления тем самым как бы уравновешивает неполноценность вербально - логического мышления и обеспечивает достаточно высокий уровень адаптационных возможностей.
Экспериментальное исследование мышления у детей с ОНР подтвердило литературные сведения о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дошкольники с ОНР, в целом, не отличаются от их сверстников с нормальной речью. Причинами, наблюдаемых особенностей мышления детей с ОНР являются недостаточность вербальных знаний и низкий уровень самоконтроля. Но, возможность выполнения мыслительных процессов у детей с ОНР, как правило, не нарушена и, при создании необходимых для познавательной деятельности условий, такие дети способны правильно и целенаправленно осуществлять решение проблемы.
Актуально о образовании:
Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...
Характеристика знаний и отношений детей к немецкой культуре
Экспериментальная часть работы проводилась на базе начальной школы №53, в классе продлённого дня, (дети 6–7 лет, 20 человек). Задачи констатирующего этапа 1. Выяснить отношение родителей к обучению детей немецкому языку. 2. Выявить знания и интерес детей к немецкой культуре. С этой целью проводилос ...
Российское образование в Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система бы ...