Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте

Страница 4

Таблица 1

Суммарные результаты исследований понятийного мышления

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Вербальное мышление

Дети с ОНР

16

75

9

Дети с N речью

55

45

Сравнение

Дети с ОНР

40

60

Дети с N речью

80

20

Обобщение

Дети с ОНР

70

30

Дети с N речью

75

25

Классификация

Дети с ОНР

10

60

30

Дети с N речью

90

10

У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).

При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).

Таблица 2

Суммарные результаты исследования конструктивного мышления

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Сукцессивные и симутанные процессы

Дети с ОНР

61

29

10

Дети с N речью

62

38

Конструктивное мышление

Дети с ОНР

81

19

Дети с N речью

74

26

А. Н. Корнев рассматривает этот феномен как проявление гиперкомпенсации. По его мнению, такая зрелость конструктивного и образного мышления тем самым как бы уравновешивает неполноценность вербально - логического мышления и обеспечивает достаточно высокий уровень адаптационных возможностей.

Экспериментальное исследование мышления у детей с ОНР подтвердило литературные сведения о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дошкольники с ОНР, в целом, не отличаются от их сверстников с нормальной речью. Причинами, наблюдаемых особенностей мышления детей с ОНР являются недостаточность вербальных знаний и низкий уровень самоконтроля. Но, возможность выполнения мыслительных процессов у детей с ОНР, как правило, не нарушена и, при создании необходимых для познавательной деятельности условий, такие дети способны правильно и целенаправленно осуществлять решение проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Общие правила организации современного урока
Первое правило - определить цель (чего надо достичь). Поскольку в уроке отражаются обучающая, развивающая и воспитывающая функции учебно-воспитательного процесса, надо определить общую дидактическую цель урока, включающую учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков развитие воображен ...

Применение проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы
Известно, что теория и практика проблемного обучения разрабатываются на основании достижений психологии мышления. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Пушкина, О ...

Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru