Таблица 1
Суммарные результаты исследований понятийного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Вербальное мышление |
Дети с ОНР |
— |
16 |
75 |
9 |
— |
Дети с N речью |
55 |
45 |
— |
— |
— | |
Сравнение |
Дети с ОНР |
— |
40 |
60 |
— |
— |
Дети с N речью |
80 |
20 |
— |
— |
— | |
Обобщение |
Дети с ОНР |
— |
70 |
30 |
— |
— |
Дети с N речью |
75 |
25 |
— |
— |
— | |
Классификация |
Дети с ОНР |
10 |
60 |
30 |
— |
— |
Дети с N речью |
90 |
10 |
— |
— |
— |
У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).
При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).
Таблица 2
Суммарные результаты исследования конструктивного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Сукцессивные и симутанные процессы |
Дети с ОНР |
61 |
29 |
10 |
— |
— |
Дети с N речью |
62 |
38 |
— |
— |
— | |
Конструктивное мышление |
Дети с ОНР |
81 |
19 |
— |
— |
— |
Дети с N речью |
74 |
26 |
— |
— |
— |
А. Н. Корнев рассматривает этот феномен как проявление гиперкомпенсации. По его мнению, такая зрелость конструктивного и образного мышления тем самым как бы уравновешивает неполноценность вербально - логического мышления и обеспечивает достаточно высокий уровень адаптационных возможностей.
Экспериментальное исследование мышления у детей с ОНР подтвердило литературные сведения о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дошкольники с ОНР, в целом, не отличаются от их сверстников с нормальной речью. Причинами, наблюдаемых особенностей мышления детей с ОНР являются недостаточность вербальных знаний и низкий уровень самоконтроля. Но, возможность выполнения мыслительных процессов у детей с ОНР, как правило, не нарушена и, при создании необходимых для познавательной деятельности условий, такие дети способны правильно и целенаправленно осуществлять решение проблемы.
Актуально о образовании:
Сущность и значение коррекционно - развивающего образования
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения более чем в 4 раза, увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% взросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь отклонений ...
Историко-описательный анализ литературы по проблеме
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, тем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным является язык в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественн ...
Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...