Таблица 1
Суммарные результаты исследований понятийного мышления
(в % от общего числа заданий)
|
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
|
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
|
Вербальное мышление |
Дети с ОНР |
— |
16 |
75 |
9 |
— |
|
Дети с N речью |
55 |
45 |
— |
— |
— | |
|
Сравнение |
Дети с ОНР |
— |
40 |
60 |
— |
— |
|
Дети с N речью |
80 |
20 |
— |
— |
— | |
|
Обобщение |
Дети с ОНР |
— |
70 |
30 |
— |
— |
|
Дети с N речью |
75 |
25 |
— |
— |
— | |
|
Классификация |
Дети с ОНР |
10 |
60 |
30 |
— |
— |
|
Дети с N речью |
90 |
10 |
— |
— |
— | |
У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).
При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).
Таблица 2
Суммарные результаты исследования конструктивного мышления
(в % от общего числа заданий)
|
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
|
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
|
Сукцессивные и симутанные процессы |
Дети с ОНР |
61 |
29 |
10 |
— |
— |
|
Дети с N речью |
62 |
38 |
— |
— |
— | |
|
Конструктивное мышление |
Дети с ОНР |
81 |
19 |
— |
— |
— |
|
Дети с N речью |
74 |
26 |
— |
— |
— | |
А. Н. Корнев рассматривает этот феномен как проявление гиперкомпенсации. По его мнению, такая зрелость конструктивного и образного мышления тем самым как бы уравновешивает неполноценность вербально - логического мышления и обеспечивает достаточно высокий уровень адаптационных возможностей.
Экспериментальное исследование мышления у детей с ОНР подтвердило литературные сведения о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дошкольники с ОНР, в целом, не отличаются от их сверстников с нормальной речью. Причинами, наблюдаемых особенностей мышления детей с ОНР являются недостаточность вербальных знаний и низкий уровень самоконтроля. Но, возможность выполнения мыслительных процессов у детей с ОНР, как правило, не нарушена и, при создании необходимых для познавательной деятельности условий, такие дети способны правильно и целенаправленно осуществлять решение проблемы.
Актуально о образовании:
Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...
Возникновение методики обучения биологии в
древности
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержа ...
Синонимы в лексико-семантической системе языка
Синонимы от греческого synonymos – одноименный) – это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: храбрый – смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Группа слов, состоящая из нескольких синон ...