Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте

Страница 4

Таблица 1

Суммарные результаты исследований понятийного мышления

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Вербальное мышление

Дети с ОНР

16

75

9

Дети с N речью

55

45

Сравнение

Дети с ОНР

40

60

Дети с N речью

80

20

Обобщение

Дети с ОНР

70

30

Дети с N речью

75

25

Классификация

Дети с ОНР

10

60

30

Дети с N речью

90

10

У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).

При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).

Таблица 2

Суммарные результаты исследования конструктивного мышления

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Сукцессивные и симутанные процессы

Дети с ОНР

61

29

10

Дети с N речью

62

38

Конструктивное мышление

Дети с ОНР

81

19

Дети с N речью

74

26

А. Н. Корнев рассматривает этот феномен как проявление гиперкомпенсации. По его мнению, такая зрелость конструктивного и образного мышления тем самым как бы уравновешивает неполноценность вербально - логического мышления и обеспечивает достаточно высокий уровень адаптационных возможностей.

Экспериментальное исследование мышления у детей с ОНР подтвердило литературные сведения о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дошкольники с ОНР, в целом, не отличаются от их сверстников с нормальной речью. Причинами, наблюдаемых особенностей мышления детей с ОНР являются недостаточность вербальных знаний и низкий уровень самоконтроля. Но, возможность выполнения мыслительных процессов у детей с ОНР, как правило, не нарушена и, при создании необходимых для познавательной деятельности условий, такие дети способны правильно и целенаправленно осуществлять решение проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Сущность и значение коррекционно - развивающего образования
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения более чем в 4 раза, увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% взросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь отклонений ...

Историко-описательный анализ литературы по проблеме
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, тем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным является язык в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественн ...

Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru