В то же время у некоторых детей мы выявили большое количество слов, семантически несоответствующих слову - стимулу, либо не соответствующее вопросу: Дождь и снег (что делают?) – на улице
Фрукты – овощи (какие?) – продают в магазине
Иногда дети придумывали не одно общее слово, а к каждому слову добавляли по слову: Шумит дождь, а дует ветер. Кошка мяукает, а собака лает.
Мы выявили также непонимание категорий одушевленности - неодушевленности, например, Одевается – обувается (кто?) – вещи, одежки.
Иногда ошибки были связаны с непониманием оттенков значения слов, либо называемое детьми слово подходило лишь к одному слову из пары: например, к паре «снег и дождь» дети подбирали общее слово «капает».
Встречались также ситуативные ответы, например, фрукты- овощи (какие?) – круглые. Уровень сформированности лексики по методике №4 – ниже среднего (2,6 балла).
Цель диагностики по методике №5 «Дополнение последнего слова в предложении» - исследовать возможность логичного продолжения предложений. Детям предлагались незаконченные логопедом предложения
Наиболее частыми у детей были ошибки логического характера, что говорит о незавершенности процесса образования семантических полей, а также недостатках вербального мышления (а именно аналогии), например, дети отвечали: «Кофта шерстяная, а шуба…пушистая», «Фрукты моют, а белье… весит», «Лимон желтый, а помидор…. круглый». Часто затруднения были связаны с трудностью актуализации антонима, например, большинство детей не смогли подобрать антонима к слову «Жидкий», дети отвечали: «Молоко жидкое, а сметана…. не жидкая».
Иногда ответы детей были другой части речи, например «Яйцо овальное, а шар….катится».
С данным заданием в полном объеме справились только 4 ребенка со стертой дизартрией, они верно продолжали предложение словом, подходящим по смыслу. Уровень сформированности навыка дополнения предложений также ниже среднего (2,2 балла).
После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывалась уровень развития лексики детей с дизартрией, а также степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (см. таблицу 2.)
Таблица 2
Состояние лексической стороны речи детей контрольной группы
|
№ |
ФИО |
Оценка в методике, балл |
Сумма |
Степень | ||||
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | ||||
|
1 |
Коля Ч. |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
8 |
1,6 |
|
2 |
Аня А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
|
3 |
Ваня К. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
2,4 |
|
4 |
Боря В. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1,4 |
|
5 |
Юра К. |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
17 |
3,4 |
|
6 |
Женя Т. |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
11 |
2,2 |
|
7 |
Толя Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
2 |
|
8 |
Юля С. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
18 |
3,6 |
|
9 |
Люба З. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
|
10 |
Ярик Л. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
|
11 |
Витя Д. |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
1,8 |
|
12 |
Паша О. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
18 |
3,6 |
|
13 |
Данил Р. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1,4 |
|
14 |
Рита Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
|
15 |
Айрат Ш. |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
1,6 |
|
16 |
Лиля В. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
2 |
|
17 |
Соня Т. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
|
18 |
Маша Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
|
19 |
Лена Б. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
|
20 |
Даша Б. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
2,4 |
|
Уровень |
3,1 |
1,9 |
1,8 |
2,6 |
2,2 |
2,3 | ||
Актуально о образовании:
Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: Информативное обеспечение; Напра ...
Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...
Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для ...