Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией

Страница 2

В то же время у некоторых детей мы выявили большое количество слов, семантически несоответствующих слову - стимулу, либо не соответствующее вопросу: Дождь и снег (что делают?) – на улице

Фрукты – овощи (какие?) – продают в магазине

Иногда дети придумывали не одно общее слово, а к каждому слову добавляли по слову: Шумит дождь, а дует ветер. Кошка мяукает, а собака лает.

Мы выявили также непонимание категорий одушевленности - неодушевленности, например, Одевается – обувается (кто?) – вещи, одежки.

Иногда ошибки были связаны с непониманием оттенков значения слов, либо называемое детьми слово подходило лишь к одному слову из пары: например, к паре «снег и дождь» дети подбирали общее слово «капает».

Встречались также ситуативные ответы, например, фрукты- овощи (какие?) – круглые. Уровень сформированности лексики по методике №4 – ниже среднего (2,6 балла).

Цель диагностики по методике №5 «Дополнение последнего слова в предложении» - исследовать возможность логичного продолжения предложений. Детям предлагались незаконченные логопедом предложения

Наиболее частыми у детей были ошибки логического характера, что говорит о незавершенности процесса образования семантических полей, а также недостатках вербального мышления (а именно аналогии), например, дети отвечали: «Кофта шерстяная, а шуба…пушистая», «Фрукты моют, а белье… весит», «Лимон желтый, а помидор…. круглый». Часто затруднения были связаны с трудностью актуализации антонима, например, большинство детей не смогли подобрать антонима к слову «Жидкий», дети отвечали: «Молоко жидкое, а сметана…. не жидкая».

Иногда ответы детей были другой части речи, например «Яйцо овальное, а шар….катится».

С данным заданием в полном объеме справились только 4 ребенка со стертой дизартрией, они верно продолжали предложение словом, подходящим по смыслу. Уровень сформированности навыка дополнения предложений также ниже среднего (2,2 балла).

После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывалась уровень развития лексики детей с дизартрией, а также степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (см. таблицу 2.)

Таблица 2

Состояние лексической стороны речи детей контрольной группы

ФИО

Оценка в методике, балл

Сумма

Степень

№1

№2

№3

№4

№5

1

Коля Ч.

2

1

1

3

1

8

1,6

2

Аня А.

3

3

3

3

3

15

3

3

Ваня К.

3

2

2

3

2

12

2,4

4

Боря В.

3

1

1

1

1

7

1,4

5

Юра К.

4

3

3

3

4

17

3,4

6

Женя Т.

3

1

2

3

2

11

2,2

7

Толя Р.

2

2

2

2

2

10

2

8

Юля С.

4

4

3

3

4

18

3,6

9

Люба З.

3

1

1

3

2

10

2

10

Ярик Л.

3

1

1

3

2

10

2

11

Витя Д.

3

2

1

2

1

9

1,8

12

Паша О.

4

4

3

3

4

18

3,6

13

Данил Р.

3

1

1

1

1

7

1,4

14

Рита Д.

3

3

3

3

3

15

3

15

Айрат Ш.

3

1

1

2

1

8

1,6

16

Лиля В.

3

2

1

2

2

10

2

17

Соня Т.

3

1

1

3

2

10

2

18

Маша Д.

3

3

3

3

3

15

3

19

Лена Б.

3

1

1

3

2

10

2

20

Даша Б.

3

2

2

3

2

12

2,4

Уровень

3,1

1,9

1,8

2,6

2,2

2,3

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Методические приемы, направленные на формирование у детей представлений о величине предметов
С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел очень огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше. Второй год жизни характеризуетс ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru