Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Страница 2

Рассмотрение других теоретических вопросов может быть объектом приложения сил учащихся. Так, после выяснения общих принципов электронного и пространственного строения они сами могут разобраться в строении гомологов метана; усвоив сущность p-связи на примере этилена, они в состоянии составить представление об электронном строении ацетилена; выяснив характер водородной связи на примере спиртов, они могут опереться на это понятие при изучении карбоновых кислот и т. д.

То же можно сказать и об изучении веществ. Несомненно, весь комплекс сведений о метане и общую характеристику других предельных углеводородов с целью формирования понятия о гомологическом ряде даст учитель. Опираясь на это понятие и изложенные учителем сведения об этилене, учащиеся сами могут разобраться в химии гомологов этилена. Точно так же изучение этилового спирта, на примере которого раскрывается ряд новых понятий (доказательство строения, функциональная группа), будет проходить в виде изложения учителя, ознакомление же с гомологическим рядом спиртов – на основе самостоятельной работы учащихся. Если гомологический ряд или класс соединений изучается без предварительного рассмотрения отдельных представителей, то общая характеристика строения и свойств должна быть дана учителем. Так именно изучаются диеновые углеводороды, жиры, амины и некоторые другие классы соединений.

Процессы переработки нефти и синтеза этилового спирта, на которых выясняются важные политехнические понятия, освещаются учителем; тем самым учащиеся подготавливаются к самостоятельному рассмотрению производственных вопросов в последующем. Принцип обусловленности практического применения веществ их свойствами на первых примерах может быть раскрыт учителем; в дальнейшем, руководствуясь им, учащиеся самостоятельно разбираются в подобных вопросах. Следует заметить, что самостоятельное изучение материала осуществляется не только на классных занятиях, но и как выполнение домашнего задания.

Такой подход к отбору содержания излагаемых учителем сведений позволит избежать встречающегося нередко сплошного «проговаривания» в классе всего содержания курса, вызывающего большую затрату учебного времени и ограничивающего самостоятельную работу учащихся лишь выполнением некоторых лабораторных опытов.

При изучении органической химии разрабатывается строго продуманная система самостоятельных работ учащихся. Она включает работы, все возрастающие по объему и степени трудности, требующие от учащихся разнообразных умственных операций и проявления все большей самостоятельности в решениях и действиях.

Если взять задания, связанные с использованием химического эксперимента, то вначале это будут небольшие работы, требующие воспроизведения опытов, демонстрировавшихся учителем; при выполнении их учащиеся следуют указанию учителя или письменной инструкции. Так, после изучения этилена они выявляют наличие подобных свойств у других непредельных углеводородов. Затем количество опытов может быть увеличено и в проведении их возникает вариантность, но при этом продолжается точное следование инструкции. Такой характер носит работа с ацетиленом, во многом напоминающая опыты, проводившиеся при изучении этилена (если условия позволяют ее поставить). В дальнейшие работы включаются элементы исследования. Например, опыты с гомологами этилового спирта имеют цель не только воспроизвести характерные реакции спиртов на других представителях, но и выявить изменения свойств в гомологическом ряду (растворимость спиртов, характер горения, взаимодействие с натрием). При изучении кислот может быть дано более широкое задание на исследование разнообразных свойств уксусной кислоты; при этом учащиеся, опираясь на задания из неорганической химии, могут самостоятельно определить, какие опыты следует провести и какова должна быть техника их выполнения. Изучение глюкозы позволяет провести самостоятельные исследования строения вещества, что требует новых логических построений и привлечения знаний других классов соединений и ранее приобретенных экспериментальных умений. В тех случаях, когда неизбежно пользование инструкциями, характер их меняется – они становятся менее подробными, учащимся предоставляется больше возможностей находить варианты выполнения тех или иных операций. Например, при большей самостоятельности в планировании и выборе техники выполнения могут быть поставлены работы с полисахаридами и аминами.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Заключение или как использовать конфликт
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие до ...

Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для ...

Сущность и функции эстетического сознания
В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма — содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармоническ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru