Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Страница 2

Рассмотрение других теоретических вопросов может быть объектом приложения сил учащихся. Так, после выяснения общих принципов электронного и пространственного строения они сами могут разобраться в строении гомологов метана; усвоив сущность p-связи на примере этилена, они в состоянии составить представление об электронном строении ацетилена; выяснив характер водородной связи на примере спиртов, они могут опереться на это понятие при изучении карбоновых кислот и т. д.

То же можно сказать и об изучении веществ. Несомненно, весь комплекс сведений о метане и общую характеристику других предельных углеводородов с целью формирования понятия о гомологическом ряде даст учитель. Опираясь на это понятие и изложенные учителем сведения об этилене, учащиеся сами могут разобраться в химии гомологов этилена. Точно так же изучение этилового спирта, на примере которого раскрывается ряд новых понятий (доказательство строения, функциональная группа), будет проходить в виде изложения учителя, ознакомление же с гомологическим рядом спиртов – на основе самостоятельной работы учащихся. Если гомологический ряд или класс соединений изучается без предварительного рассмотрения отдельных представителей, то общая характеристика строения и свойств должна быть дана учителем. Так именно изучаются диеновые углеводороды, жиры, амины и некоторые другие классы соединений.

Процессы переработки нефти и синтеза этилового спирта, на которых выясняются важные политехнические понятия, освещаются учителем; тем самым учащиеся подготавливаются к самостоятельному рассмотрению производственных вопросов в последующем. Принцип обусловленности практического применения веществ их свойствами на первых примерах может быть раскрыт учителем; в дальнейшем, руководствуясь им, учащиеся самостоятельно разбираются в подобных вопросах. Следует заметить, что самостоятельное изучение материала осуществляется не только на классных занятиях, но и как выполнение домашнего задания.

Такой подход к отбору содержания излагаемых учителем сведений позволит избежать встречающегося нередко сплошного «проговаривания» в классе всего содержания курса, вызывающего большую затрату учебного времени и ограничивающего самостоятельную работу учащихся лишь выполнением некоторых лабораторных опытов.

При изучении органической химии разрабатывается строго продуманная система самостоятельных работ учащихся. Она включает работы, все возрастающие по объему и степени трудности, требующие от учащихся разнообразных умственных операций и проявления все большей самостоятельности в решениях и действиях.

Если взять задания, связанные с использованием химического эксперимента, то вначале это будут небольшие работы, требующие воспроизведения опытов, демонстрировавшихся учителем; при выполнении их учащиеся следуют указанию учителя или письменной инструкции. Так, после изучения этилена они выявляют наличие подобных свойств у других непредельных углеводородов. Затем количество опытов может быть увеличено и в проведении их возникает вариантность, но при этом продолжается точное следование инструкции. Такой характер носит работа с ацетиленом, во многом напоминающая опыты, проводившиеся при изучении этилена (если условия позволяют ее поставить). В дальнейшие работы включаются элементы исследования. Например, опыты с гомологами этилового спирта имеют цель не только воспроизвести характерные реакции спиртов на других представителях, но и выявить изменения свойств в гомологическом ряду (растворимость спиртов, характер горения, взаимодействие с натрием). При изучении кислот может быть дано более широкое задание на исследование разнообразных свойств уксусной кислоты; при этом учащиеся, опираясь на задания из неорганической химии, могут самостоятельно определить, какие опыты следует провести и какова должна быть техника их выполнения. Изучение глюкозы позволяет провести самостоятельные исследования строения вещества, что требует новых логических построений и привлечения знаний других классов соединений и ранее приобретенных экспериментальных умений. В тех случаях, когда неизбежно пользование инструкциями, характер их меняется – они становятся менее подробными, учащимся предоставляется больше возможностей находить варианты выполнения тех или иных операций. Например, при большей самостоятельности в планировании и выборе техники выполнения могут быть поставлены работы с полисахаридами и аминами.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся
К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к б ...

Сравнение эффективности проведения уроков по модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...

Способы активизации мыслительной деятельности
Разнообразные задания: Задания на различение сходного материала. Это задания, требующие противопоставления сходного или в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями. (Например в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных А и О, приставок ПРИ - и ПРЕ-). За ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru