Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Страница 2

Рассмотрение других теоретических вопросов может быть объектом приложения сил учащихся. Так, после выяснения общих принципов электронного и пространственного строения они сами могут разобраться в строении гомологов метана; усвоив сущность p-связи на примере этилена, они в состоянии составить представление об электронном строении ацетилена; выяснив характер водородной связи на примере спиртов, они могут опереться на это понятие при изучении карбоновых кислот и т. д.

То же можно сказать и об изучении веществ. Несомненно, весь комплекс сведений о метане и общую характеристику других предельных углеводородов с целью формирования понятия о гомологическом ряде даст учитель. Опираясь на это понятие и изложенные учителем сведения об этилене, учащиеся сами могут разобраться в химии гомологов этилена. Точно так же изучение этилового спирта, на примере которого раскрывается ряд новых понятий (доказательство строения, функциональная группа), будет проходить в виде изложения учителя, ознакомление же с гомологическим рядом спиртов – на основе самостоятельной работы учащихся. Если гомологический ряд или класс соединений изучается без предварительного рассмотрения отдельных представителей, то общая характеристика строения и свойств должна быть дана учителем. Так именно изучаются диеновые углеводороды, жиры, амины и некоторые другие классы соединений.

Процессы переработки нефти и синтеза этилового спирта, на которых выясняются важные политехнические понятия, освещаются учителем; тем самым учащиеся подготавливаются к самостоятельному рассмотрению производственных вопросов в последующем. Принцип обусловленности практического применения веществ их свойствами на первых примерах может быть раскрыт учителем; в дальнейшем, руководствуясь им, учащиеся самостоятельно разбираются в подобных вопросах. Следует заметить, что самостоятельное изучение материала осуществляется не только на классных занятиях, но и как выполнение домашнего задания.

Такой подход к отбору содержания излагаемых учителем сведений позволит избежать встречающегося нередко сплошного «проговаривания» в классе всего содержания курса, вызывающего большую затрату учебного времени и ограничивающего самостоятельную работу учащихся лишь выполнением некоторых лабораторных опытов.

При изучении органической химии разрабатывается строго продуманная система самостоятельных работ учащихся. Она включает работы, все возрастающие по объему и степени трудности, требующие от учащихся разнообразных умственных операций и проявления все большей самостоятельности в решениях и действиях.

Если взять задания, связанные с использованием химического эксперимента, то вначале это будут небольшие работы, требующие воспроизведения опытов, демонстрировавшихся учителем; при выполнении их учащиеся следуют указанию учителя или письменной инструкции. Так, после изучения этилена они выявляют наличие подобных свойств у других непредельных углеводородов. Затем количество опытов может быть увеличено и в проведении их возникает вариантность, но при этом продолжается точное следование инструкции. Такой характер носит работа с ацетиленом, во многом напоминающая опыты, проводившиеся при изучении этилена (если условия позволяют ее поставить). В дальнейшие работы включаются элементы исследования. Например, опыты с гомологами этилового спирта имеют цель не только воспроизвести характерные реакции спиртов на других представителях, но и выявить изменения свойств в гомологическом ряду (растворимость спиртов, характер горения, взаимодействие с натрием). При изучении кислот может быть дано более широкое задание на исследование разнообразных свойств уксусной кислоты; при этом учащиеся, опираясь на задания из неорганической химии, могут самостоятельно определить, какие опыты следует провести и какова должна быть техника их выполнения. Изучение глюкозы позволяет провести самостоятельные исследования строения вещества, что требует новых логических построений и привлечения знаний других классов соединений и ранее приобретенных экспериментальных умений. В тех случаях, когда неизбежно пользование инструкциями, характер их меняется – они становятся менее подробными, учащимся предоставляется больше возможностей находить варианты выполнения тех или иных операций. Например, при большей самостоятельности в планировании и выборе техники выполнения могут быть поставлены работы с полисахаридами и аминами.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Факторы и причины, способствующие возникновению детской агрессивности
Исаев Д.Д и И.И. Журавлев в работе «Типологические модели поведения детей с различными формами девиантного поведения» к числу разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющего поведения, относят следующие факторы: Ø Индивидуальный фактор, действующий на уровне ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru