Наблюдение за птицами

Страница 1

Птичье население любой местности состоит из оседлых и прилетных видов. К оседлым относятся птицы, круглый год встречающиеся в данной местности, к прилетным - появляющиеся здесь на определенное время года. Большую часть последних в Свердловской области составляют виды, прилетающие весной на период гнездования и покидающие район гнездования осенью. Для некоторых прилетных птиц этот же район является местом лишь зимнего пребывания. В Свердловской области в короткое время весной и осенью встречаются также пролетные птицы, мигрирующие с мест зимовок на юг к местам гнездований на севере и обратно.

В программу фенологических наблюдений для школьников рекомендуется включить лишь небольшое число наиболее обычных перелетных птиц, большую часть которых можно наблюдать в населенных пунктах, даже в крупных городах.

Необходимо отмечать даты прилета (пролета) и отлета пернатых. Для того чтобы точнее установить эти даты, птиц следует активно искать, а не надеяться лишь на случайные встречи. Места, которые облюбовали для себя пернатые, часто могут не совпадать с выбранными для наблюдения за растениями участками. В этом случае для наблюдений за птицами выделяются специальные маршруты, ежегодно посещаемые в нужные периоды (во время перелетов, зимних наблюдений).

С появлением первых признаков весны - потеплением воздуха, появлением первых проталин на южных склонах - надо быть готовым к встрече рано прилетающих птиц в местах их вероятного появления. Для многих пернатых это речные долины, поля, опушки леса, сады, парки. Следует помнить, что птицы, прилетающие рано, первые дни ведут кочевой образ жизни и у мест гнездования появляются не сразу. В теплые зимы некоторые из них (грачи, иногда скворцы) единично или мелкими группами зимуют в южных и даже средних районах территории России, кормясь на свалках, у дорог, животноводческих ферм. Поэтому, встретив грача или скворца в феврале, нельзя считать, что прилет этих птиц начался. Надо подождать, когда появятся другие особи или стайки. Это же относится к некоторым уткам, иногда остающимся на зиму на незамерзающих участках рек и крупных озер. Случаи подобных зимовок надо отмечать особо, наряду с другими необычными явлениями.

Во время прилета птицы заселяют территорию неравномерно. В первую очередь обживаются хорошо прогреваемые места, рано освобождающиеся от снега. Соответственно и в наблюдениях будут различия в определении дат прилета. Такие различия позволяют прослеживать динамику заселения птицами территории. Узнав, например, что в соседнем пункте, даже расположенном севернее, появились грачи, нельзя отмечать прилет их на свой участок наблюдения. Надо самому увидеть птицу. Наблюдения лучше всего вести в утренние часы. В это время птицы более активны и поют чаще.

Сроки появления рано прилетающих птиц в значительной мере зависят от погоды и потому могут достаточно сильно колебаться по годам. Возврат холодов обычно приостанавливает прилет и часто вызывает временное исчезновение уже появившихся птиц. Такие случаи рекомендуется отмечать особо. Менее изменчивы сроки появления птиц, прилетающих поздно.

Время прилета птиц совпадает с появлением в данном районе их пищи в доступном для потребления виде (семена, зелень, мелкие водные и наземные беспозвоночные, летающие насекомые). Особенно тесна связь сроков прилета насекомоядных птиц с появлением насекомых. По появлению того или иного вида насекомоядных птиц можно часто судить об активизации определенных видов насекомых и даже о стадии их сезонного развития. Так, появление кукушек означает, что перезимовавшие гусеницы шелкопрядов, которыми питается кукушка, достигли половины максимальной величины и взобрались в кроны деревьев. В этой связи большой познавательный и практический интерес могут представить одновременные наблюдения за прилетом насекомоядных птиц и за развитием видов насекомых, которыми они преимущественно питаются.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Личность ребенка глазами воспитателя
Ребенок, в котором я вижу личность Ребенок, который меня раздражает Ребенок, который мне понятен Идеальный ребенок Агрессивный -3 +3 -3 +3 Глупый -3 +2 -3 -3 Инициативный +3 -3 +3 +3 Наблюдательный +3 -2 +2 +3 Любящий +3 -3 +3 +3 Ябеда -3 +3 -3 -3 Жадный -3 +3 -3 -3 Веселый +3 -3 +2 +3 Хороший орга ...

Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специаль ...

Общие методические рекомендации начинающему педагогу по проектированию увлекательных уроков
Если ты молодой педагог и хочешь, чтобы твои уроки были увлекательными, пробуждали познавательный интерес, то необходимо помнить следующие положения и действовать в соответствии с ними: Увлеченность педагога и поиск деятельности, в которой он может полностью реализовать себя, творчески самораскрыть ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru