Аналогичным образом изменяется и характер заданий, требующих работы с книгой. Вначале это изучение небольшого раздела (например, строение предельных углеводородов, строение ацетилена) как попытка самостоятельно разобраться в теоретическом вопросе на основе ранее полученных знаний. Затем учащимся предлагается составить план изученного, ответить на ряд вопросов, требующих переноса знаний. В задание должен включаться эксперимент с целью иллюстрации положений учебника (например, при изучении полимеров); в других случаях выполнение экспериментального задания требует обращения к учебнику в целях осмысления проводимых опытов (изучение фенола). Важное значение имеют задания на обобщение знаний по пройденной части курса (например, сведений о гомологических рядах углеводородов, о важнейших галогенопроизводных, о промышленных синтезах на базе метана, ацетилена, этилена и т. п.).
Большое значение всех этих видов самостоятельной работы бесспорно. К сожалению, в практике преподавания нередко встречается однообразие работ, неизменность их характера от темы к теме. Порой бывает, что даже при изучении последних тем курса ставятся односложные работы воспроизводящего характера, не требующие ни более сложных практических умений, ни сколько-нибудь значительного напряжения мысли (провести цветные реакции на анилин, на белки, наблюдать коагуляцию белков).
Очевидно, следует всемерно стремиться к тому, чтобы самостоятельные работы проводились в известной системе, имели свою логику и тем самым обеспечивали развитие учащихся в процессе их выполнения.
Более конкретно вопрос о методах учебной работы должен решаться в рамках каждой темы или группы взаимосвязанных уроков на основе анализа учебного материала и тех логических путей, которыми учащиеся должны прийти к его усвоению.
Актуально о образовании:
Наблюдения за млекопитающими
Большей частью они бывают случайными. Гораздо чаще отмечаются следы деятельности млекопитающих. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни животных можно лишь при условии частого посещения участка, где они в этот период находятся. Начало гона отмечают, когда на снегу появляютс ...
Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...
Методические приемы, направленные на формирование у детей
представлений о величине предметов
С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел очень огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше. Второй год жизни характеризуетс ...