Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. "Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает". По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. "Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает”
Для развития критического мышления так же учащимся я предлагаю таблицу - синтез Загашева И.О. "Таблица-синтез" - это интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с текстом.
Обычно я применяю эту таблицу, когда проверяю домашнее задание, например текст. Учащиеся заполняют таблицу:
Ключевые слова |
Предложения, связанные с этими ключевыми словами |
Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения) |
Sport is good |
Sport is good because it makes us strong and fast |
I have chosen this sentence because sport plays very important role. If you want to be healthy and strong you must go in for sport. |
"Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь их к осмысленному чтению.
1. Вызов. Например, перед чтением текста учащимся предлагаю прочитать название текста. Read the title of the text. Can you tell me, what this text about? Могут ли они, прочитав название текста, сказать о чем текст?
2. Осмысление. Учащиеся читают текст абзацами, обсуждая, содержание каждого абзаца и прогнозируя развитие сюжета. Задавая вопросы учащимся, я стараюсь охватить все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: что будет дальше и почему?
3. Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся читают полностью весь текст, осмысливая его. Здесь я провожу различные формы работы: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Прием "Автобусная остановка" использую при закреплении грамматики. Делю класс на несколько групп, раздаю листы и прошу написать глаголы, потом листочки передаются каждой группе по очереди, и учащиеся составляют предложения с этими глаголами на времена глагола (например, Present Simple or Past Simple). Когда каждой группе возвращается их листок, они проверяют, исправляют и сдают.
Стадия рефлексии. Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию.
"Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" - это слова французского философа и естествоиспытателя Рене Декарта (1596-1650). Он заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания.
"Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. В социальной психологии рефлексией называется осознание того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит". ("Иностранные языки в школе" №1.2005. Научно-методический журнал.)
Актуально о образовании:
Графы. Применение графов к решению задач
Графы - это рисунки, которые состоят из точек и линий, соединяющих эти точки. Каждая пара точек в графе может быть соединена линиями. Линия указывает на связь между двумя точками. Точки называются вершинами графа, а линии - рёбрами. С какими графами вы встречаетесь повседневной в жизни? (схемы авиа ...
Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...
Информационное пространство и изучение истории в школе
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жес ...