Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя

Новое о образовании » Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя

Страница 4

Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Учащийся может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. "Осуществлять рефлексию можно по - разному. Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии." ("Иностранные языки в школе" №1.2005. Научно-методический журнал.)

На своих уроках я применяю несколько видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала;

3) рефлексия деятельности.

Рефлексия с применением двух картин с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Самый простой вариант - показывать учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащиеся выбирают рисунок соответствующий их настроению.

Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. Учащимся раздается по две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в начале и в конце урока. Этот способ помогает проследить, как изменяется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Изменения настроения в ходе урока, ценная информация для размышления и корректировки деятельности учителя. Так же учащимся предлагается выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка и в конце урока провести выставку рисунков или учащиеся рисуют смайлики.

При помощи рефлексии учебного материала учитель выясняет, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. Например, прием незаконченного предложения:

Рефлексия достижения цели. Цель урока записываю на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

We have reached the aim of the lesson.

Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас после изучения.

Opinion on the problem now and then

С помощью рефлексии деятельности ученик не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы и приемы своей работы, учиться выбирать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - такие вопросы задают себе ученики, владеющие рефлексией, то есть умеющие осознавать свою деятельность. Например,"Received the answer (!) or not (?)".

критическое мышление педагогический ученик

Каждый учащийся получает по листку, на одной стороне стоит знак (!), где они пишут, на какие вопросы по теме они получили ответ. На обратной стороне стоит знак (?), и здесь учащиеся пишут, на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили. Анализ ответов учащихся помогает мне в постановке задач и планировании следующего урока.

Рефлексия способствует трем важным качествам человека, которые востребованы в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем.

Первое: самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности в своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ – условие повышения его эффективности
П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию. Цель рационал ...

Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку
Место стилистики в системе уроков по русскому языку в 8 классе по разному представлено в отдельных учебниках и соответствующих программах по ним. Анализ действующих учебников для школы позволяет сделать вывод, что теоретические сведения и практические задания школьных учебников нуждаются в дополнен ...

Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru