Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Учащийся может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. "Осуществлять рефлексию можно по - разному. Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии." ("Иностранные языки в школе" №1.2005. Научно-методический журнал.)
На своих уроках я применяю несколько видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала;
3) рефлексия деятельности.
Рефлексия с применением двух картин с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Самый простой вариант - показывать учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащиеся выбирают рисунок соответствующий их настроению.
Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. Учащимся раздается по две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в начале и в конце урока. Этот способ помогает проследить, как изменяется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Изменения настроения в ходе урока, ценная информация для размышления и корректировки деятельности учителя. Так же учащимся предлагается выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка и в конце урока провести выставку рисунков или учащиеся рисуют смайлики.
При помощи рефлексии учебного материала учитель выясняет, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. Например, прием незаконченного предложения:
 
Рефлексия достижения цели. Цель урока записываю на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.
We have reached the aim of the lesson.
 
Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас после изучения.
Opinion on the problem now and then
 
С помощью рефлексии деятельности ученик не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы и приемы своей работы, учиться выбирать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - такие вопросы задают себе ученики, владеющие рефлексией, то есть умеющие осознавать свою деятельность. Например,"Received the answer (!) or not (?)".
критическое мышление педагогический ученик
Каждый учащийся получает по листку, на одной стороне стоит знак (!), где они пишут, на какие вопросы по теме они получили ответ. На обратной стороне стоит знак (?), и здесь учащиеся пишут, на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили. Анализ ответов учащихся помогает мне в постановке задач и планировании следующего урока.
Рефлексия способствует трем важным качествам человека, которые востребованы в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем.
Первое: самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности в своей деятельности.
Актуально о образовании:
Система работы по развитию творческих способностей на формирующем этапе
эксперимента
	 Задачи экспериментальной работы: -исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников; -организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента; -организация творческой деятельности ...
	
Математические шифры
	 Занятие по математическим шифрам проводится в виде игры - исторического путешествия. В начале занятия кратко о шифрах рассказывает учитель, а затем слово предоставляется учащимся. Участники кружка рассказывают о разных шифрах, придуманных в разных странах (Афинах, Греции, России). Обыграть историче ...
	
Модифицированный имитационным моделированием метод
экспоненциального сглаживания
	 Для прогнозирования характеристик образцов техники, математическое описание которых имеет вид , (4.10) целесообразно применять метод экспоненциального сглаживания. Сложившаяся практика использования этого метода предполагает ограничение числа членов ряда Тейлора ,(4.11) аппроксимирующего выражение  ...