Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников

Новое о образовании » Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников » Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Когда ребенок становится школьником, его положение в семье меняется, что связано прежде всего с тем, как он выполняет свои новые непростые обязанности. Стремление родителей облегчить трудности ребенка, в какой-то мере взять их на себя понятно, но рискованно. При­учать ребенка к режиму «потихоньку» или выполнять за него часть заданий в надежде, что он «привыкает к шко­ле» и потом все будет делать сам, – не лучший способ помощи. Наоборот, с самого начала школьной жизни важ­но четко и однозначно показать ему, что входит в круг его обязанностей. Не следует бояться, что, требуя их выпол­нения, родители окажутся слишком строги. Первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что эти труд­ности нельзя обойти, что они присущи его новому положе­нию. Добиться их выполнения – значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для учебного труда, снижение же требований прибавляет первокласснику труд­ности.

Младший школьник оценивается по его успехам в уче­бе. Многие первоклассники начинают испытывать третий тип трудностей в середине учебного года. Дело в том, что в первые дни и недели процесс обучения обычно строится так, что дети получают те или иные готовые знания и оп­ределения, которые необходимо только запомнить и при­менять в нужных ситуациях. В этих условиях поле интел­лектуального поиска ребенка невелико, познавательная са­мостоятельность ограничена, что в свою очередь слабо формирует интересы к самому содержанию учебного ма­териала. В результате у младших школьников нередко на­ступает апатия. Стремление учителей преодолеть ее, вно­ся в материал элементы внешней занимательности, жела­емых результатов не дает. Чтобы предупредить «насыще­ние» учением, нужно дать детям на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, «столкнуть» их с проблемными ситуациями, которые активизируют познава­тельную деятельность, формируют интерес к учению, при­общают к усвоению общих способов решения жизненных задач. Благодаря активной мыслительной деятельности де­ти могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Следовательно, отношение к ребенку в семье и его место в коллективе сверстников начинают определяться тем, как он учится. Этим отношением в значительной мере поддерживаются интересы школьника к учению как серьезному, важному делу.

Однако надо отметить, что воспитывающее значение обучения, его роль в становлении личности порой недооце­ниваются. В результате получается так – учение само по себе, а воспитание само по себе. Воспитание сводится к назиданиям по тому или иному поводу, к нравоучениям впрок, к осуждению тех или иных проступков.

С самого начала обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявля­ют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребен­ка, его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уров­нем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, а наличный уровень пси­хического развития непрерывно подтягивается к уровню требований.

Важнейшее воспитательное значение обучения, требую­щего от каждого ученика определенного отношения к ра­боте коллектива, заключается в выполнении им определен­ных правил поведения в классе. Единые правила обяза­тельны для всех. Координация работы каждого отдельного ученика с работой всего класса и наоборот требует под­чинения всех и каждого определенным правилам. По своей природе эти правила являются общественно направленны­ми по своему содержанию, в них отражаются обществен­но выработанные способы поведения, обеспечивающие, прежде всего, продуктивность работы всего классного кол­лектива. Выполнение правил поведения говорит не только хорошем поведении ученика, но и выражает его отноше­ние к товарищам, ко всему коллективу.

Справедли­ва заповедь В.А. Сухомлинского о том, что детям надо дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. В.А. Сухомлинский отмечает: «От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик».

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Дидактические игры для детей первой и второй младших групп
Развивать индивидуальные игры с дидактическими игрушками. Организовывать коллективные игры, в которых воспитатель выступает в качестве ведущего (объясняет детям содержание и правила дидактических игр, постепенно развивает умение играть самостоятельно). Усложнять игры, содержащие сравнительно просты ...

Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...

Увлекательные уроки: основы создания
Л.Н. Толстой утверждал: "Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку". В самом деле, попытайтесь вспомнить, о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по… не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся. Беда школы - потеря многими учащимися интереса ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru