Таблица 2
№ |
Ф.И.О. ученика |
Задания | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Если выявляется, что все учащиеся затратили на то или иное задание много времени, значит, усвоение способа выполнения этого задания недостаточно ими осмыслено. На это в дальнейшем важно обратить больше внимания. И наконец, учитель должен постоянно контролировать умение учащихся адекватно оценивать свои знания. Поэтому, оценивая работу учащихся, рядом с оценкой ученика он ставит через дробь свою оценку. При подведении итогов контрольной работы учитель заполняет таблицу 3 и выявляет учащихся, которые адекватно оценивают свои знания, а также тех, кто занижает или завышает собственную оценку.
Таблица 3
Самооценка
№ |
Ф.И.О. ученика |
Самооценка учащегося |
Оценка учителя |
Завышенная самооценка |
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
На следующем уроке, обсуждая итоги контрольной работы, учитель комментирует степень сформированности самооценки у учащихся и ориентирует их на дальнейшую работу по выработке адекватной самооценки.
Таким образом, предметом внимания учителя в учебном процессе на уроке являются не только содержание и способы работы учащихся, но и личностный уровень обучающихся.
V. Коллективная работа в паре
На начальных этапах парную коллективную работу можно организовать на рефлексивно-оценочном этапе урока после выведения общего способа (в коллективной классной деятельности, решения того или иного класса задач).
Каждая пара получает задание от учителя спланировать общую цель и конкретизировать действия каждого. После этого учащиеся работают индивидуально, затем в парах обсуждают результаты выполнения задания и осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку в паре. На основе результатов индивидуальной работы организуют совместную деятельность. Результат совместной работы в паре контролирует и оценивает другая пара, таким образом формируются группы-четверки.
Например, коллективно всем классом разобрали способ образования ковалентной полярной связи. Этот способ дети осознают только тогда, когда научатся объяснять образование связи между теми элементами, которые ранее не рассматривались. Учитель объявляет о проведении ролевой игры. Один ученик из пары рассматривает элементы с большей, а другой – с меньшей электроотрицательностью.
Учащиеся в паре должны сами планировать свою работу. Они договариваются о том, какие элементы они выберут, распределяют между собой элементы, и каждый из них пишет электронную конфигурацию атома, указывает число неспаренных электронов и формы электронных облаков. Таким образом, каждый сделает максимально то, что может, по отдельно взятому элементу. После этого учащиеся обмениваются листочками, по мере необходимости делают поправки, осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку, а затем начинают совместную работу: на общем листочке составляют схему образования соединения и выделяют его формулу.
Актуально о образовании:
Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...
Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую с ...
Характеристика кружковой работы по физическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
В комплексной программе направленной на физическое воспитание детей разного возраста включены различные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий спортивных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Педагогическая организация досуга реб ...