Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром.

Диагностика было проведена на учащихся группы продленного дня начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова. С целью выявления детей, наиболее склонных к проявлению агрессивности были проведены методики на всех учащихся группы продленного дня, (общее число детей ГПД- 45 человек) из числа которых позднее была сформирована малая группа, состоящая из 9 человек.

Свою диагностическую деятельность мы решили вести в 2 направлениях: основное исследование, которое позволило выявить из общего числа детей, основную группу для реализации программы, и составить статистическую картину особенностей взаимодействия агрессивного ребенка с окружающими его людьми; дополнительное (подтверждающее) исследование, которое позволило удостовериться в правильности собранной группы для работы.

В нашей исследовательской работе мы считаем целесообразным, использовать следующие методики:

Для основного исследования:

· Методика «Несуществующее животное»

Используется для изучения личности детей младшего школьного возраста и их отношений с окружающими. На основании этой методики была сформирована группа детей, имеющих наиболее яркие тенденции к проявлению агрессивного поведения. Весь остальной спектр методик далее проводился на 9 детях из малой тренинговой группы.

· Опросник Басса – Дарки. Авторы методики считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на 2 типа: мотивационную агрессию, как самоценность, а так же инструментальная, как средство достижения цели. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

a. Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица;

b. Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другого человека или ни на кого не направленная;

c. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

d. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов;

e. Обида - зависть, ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия;

f. Подозрительность – чувства и эмоциональные «всплески» в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к окружающим до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

g. Вербальная агрессия – выражения негативных чувств в форме словесных конструкций, имеющих негативно окрашенную направленность;

h. Чувство вины - может выражаться в убеждениях ребенка, что он плохой человек, что поступает зло, а так же часто ощущает угрызения совести.

Данная методика было использована для диагностики группы детей, склонных к проявлению агрессивности, с целью определения ее доминантных видов. Для контроля эффективности проведения коррекционно-развивающей программы эта методика была проведена дважды, как первичная и вторичная (финальная).

· Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» По данным, полученным с помощью данной диагностики, можно судить о характере и степени личностной агрессивности испытуемого, а так же об их конфликтности. Данная методика проводилась на тренинговой группе с целью подтверждения ранее полученных данных и уточнения направленности (негативная, позитивная) агрессивности.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Субъекты воспитательного процесса
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом возде ...

Этапы проблемного обучения
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучен ...

Стимулирование и мотивация познавательной деятельности
Эффективность освоения любого вида деятельности, в том числе и познавательной, во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызыва ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru