Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром.
Диагностика было проведена на учащихся группы продленного дня начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова. С целью выявления детей, наиболее склонных к проявлению агрессивности были проведены методики на всех учащихся группы продленного дня, (общее число детей ГПД- 45 человек) из числа которых позднее была сформирована малая группа, состоящая из 9 человек.
Свою диагностическую деятельность мы решили вести в 2 направлениях: основное исследование, которое позволило выявить из общего числа детей, основную группу для реализации программы, и составить статистическую картину особенностей взаимодействия агрессивного ребенка с окружающими его людьми; дополнительное (подтверждающее) исследование, которое позволило удостовериться в правильности собранной группы для работы.
В нашей исследовательской работе мы считаем целесообразным, использовать следующие методики:
Для основного исследования:
· Методика «Несуществующее животное»
Используется для изучения личности детей младшего школьного возраста и их отношений с окружающими. На основании этой методики была сформирована группа детей, имеющих наиболее яркие тенденции к проявлению агрессивного поведения. Весь остальной спектр методик далее проводился на 9 детях из малой тренинговой группы.
· Опросник Басса – Дарки. Авторы методики считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на 2 типа: мотивационную агрессию, как самоценность, а так же инструментальная, как средство достижения цели. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
a. Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица;
b. Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другого человека или ни на кого не направленная;
c. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
d. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов;
e. Обида - зависть, ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия;
f. Подозрительность – чувства и эмоциональные «всплески» в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к окружающим до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
g. Вербальная агрессия – выражения негативных чувств в форме словесных конструкций, имеющих негативно окрашенную направленность;
h. Чувство вины - может выражаться в убеждениях ребенка, что он плохой человек, что поступает зло, а так же часто ощущает угрызения совести.
Данная методика было использована для диагностики группы детей, склонных к проявлению агрессивности, с целью определения ее доминантных видов. Для контроля эффективности проведения коррекционно-развивающей программы эта методика была проведена дважды, как первичная и вторичная (финальная).
· Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» По данным, полученным с помощью данной диагностики, можно судить о характере и степени личностной агрессивности испытуемого, а так же об их конфликтности. Данная методика проводилась на тренинговой группе с целью подтверждения ранее полученных данных и уточнения направленности (негативная, позитивная) агрессивности.
Актуально о образовании:
Воспитание патриотизма на уроке музыки
Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины. Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. ...
Постановка
дидактических целей и методика подготовки урока по модульному обучению. Оценка
знаний учащихся
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать ...
Анализ современных программ по обучению детей 7 лет иностранному языку
Проблема обучения иностранному языку и ознакомление детей с культурой другой страны обсуждается не впервые. В истории этой проблемы можно заметить спады и подъёмы. Такой подъём был в начале 60-х – середине 70-х годов. В это время в нашей стране и за рубежом появились пособия по обучению иностранным ...