Формирование лексической системности

Страница 1

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Г.А. Ванюхина пишет, что «семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию».

Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа.

1. Восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события (сенсомоторный символьный логический опыт) и высказываний о нем (лингвистический опыт).

2. Интериоризация и семантизация комплексного невербально-вербального образа, созданного по следам опытных сведений, т.е. опосредование оречевленного события в предикативных образах и значениях внутренней речи. При этом важнейшим моментом является последовательность освоения двух речевых уровней. Сначала в глубинных грамматических структурах мозга, репродуцирующих сведения анализаторов, формируются лексико-грамматические значения слов (уровень парадигм). Затем в поверхностных грамматических слоях создаются семантические вербальные сети, в которых отдельные слова объединяются в смысловые блоки в виде словосочетаний и связных высказываний (уровень синтагм).

3. Экстериоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи.

По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т. е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

С точки зрения психолингвистики, в структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II), взаимоотношения которых можно определить как отношения «хозяина и слуги».

Наполнение определенного слова содержанием происходит сначала в пяти пространствах внешней речи:

1 — коренной смысл или суть понятия (ядерная лексема в виде начальной формы слова в ситуативном окружении и эмоциональной отнесенности);

2 — родственный смысл (образование однокоренных слов, их изменение на уровне рода — числа — времени — склонения — спряжения);

3 — противоположный смысл (образование антонимов);

4 — близкий смысл (создание синонимов, образных выражений);

5 — смежный смысл (словоизменение по типу согласования, управления и примыкания лексем, связанных по ситуации).

Освоение содержания слова (осознание и присвоение) заканчивается во внутренней речи, условно действующей в двух пространствах мысли:

6 — обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов);

7 — осознанный смысл (мыслеформа в виде предикативных образов, осмысленное понятие в информационном поле личности).

Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний: предметные (существительные, местоимения); действенные (глаголы, деепричастия, краткие прилагательные); признаковые (прилагательные, наречия, причастия).

А. И. Лаврентьева, наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 мес. до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным.

Вначале второго этана словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребенка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. А. И. Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов — ситуационные поля. В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой — маленький, хороший плохой). Особенностью четвертого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Освоения формы и содержания поведенческих актов
Важнейшей диагностической задачей для дефектологии на этапе развития является установление патогенетических корней коммуникативно-познавательного языкового недоразвития аномальных детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также обоснованное прогнозирование перспектив языкового развития дет ...

Исследование межличностных отношений младших школьников
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаим ...

Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"
Задачи: 1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; 3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. "Аллитерация имени" (упражнение) Участники садятся в круг так, чтобы х ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru