Общая характеристика целей воспитания

Новое о образовании » Взаимосвязь цели и содержания воспитания » Общая характеристика целей воспитания

Страница 3

Но не менее, а может быть, с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия, и более значимой, является уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание качеств, возможностей и собственных устремлений, которые игнорировать нельзя. На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью всего процесса организованного взаимодействия с ним.

Человек, его возможности, понимание им смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете — вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.

Человек — мера всех вещей, ради человека существует сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала существует само общество и государство.

При утверждении личностно ориентированных подходов в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую, ориентированную на ценности, имеющую отношение к природе человека и способам осознания им собственного опыта.

В современных психолого-педагогических подходах к воспитанию целью является влияние на развитие потребностей и способности личности к саморазвитию, что достигается, если у воспитанников формируются интерес к своему «Я», потребности в самопознании; в самоопределении, в разумном жизненном выборе деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; в самореализации (самоактуализации); в личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; в совместном развитии, развитии себя через развитие других.

Наличие этого уровня целей воспитания прежде всего значимо для самой личности. А.С. Пушкин писал: «Самостоянье человека — залог величия его». Ф.М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Субъекты воспитательного процесса
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом возде ...

Структура процесса творческой деятельности
Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы. Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru