Общая характеристика целей воспитания

Новое о образовании » Взаимосвязь цели и содержания воспитания » Общая характеристика целей воспитания

Страница 2

Человек — воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.

Природа — экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля — общий дом человечества.

Сотрудничество — воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.

Аурелио Печчеи — создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г. уже тогда отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «от концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражекие и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности», добавим, гармоническое развитие, предполагающее прежде всего определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек и имеющимися у него внутренними резервами для их решения, и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, в Средние века — рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя, и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т. е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями.

Цель и характер воспитания определяются уровнем экономики общества, темпами научно-технического и социального прогресса, уровнем развития педагогической теории и практики, возможностями учебно-воспитательных учреждений, степенью подготовки педагогических кадров и развитием детей.

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании: идеал воспитания; уровень воспитательных устремлений и задач воспитания; уровень цели и смысла жизни человека.

Первый уровень — это образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в ст. 14 п.1 Закона РФ «Об образовании» записано, что целью современной образовательной системы является «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», а в ст. 9 п. 2, что образование служит решению задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Второй уровень — это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т. е. реализация этого социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, вуза и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует единый социальный заказ по формированию нужной обществу личности, но вкладывает в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...

Основные принципы логопедической работы
Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страд ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru