Человек — воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.
Природа — экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля — общий дом человечества.
Сотрудничество — воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.
Аурелио Печчеи — создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г. уже тогда отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «от концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражекие и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности», добавим, гармоническое развитие, предполагающее прежде всего определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек и имеющимися у него внутренними резервами для их решения, и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, в Средние века — рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя, и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т. е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями.
Цель и характер воспитания определяются уровнем экономики общества, темпами научно-технического и социального прогресса, уровнем развития педагогической теории и практики, возможностями учебно-воспитательных учреждений, степенью подготовки педагогических кадров и развитием детей.
Выделяют три уровня целеполагания в воспитании: идеал воспитания; уровень воспитательных устремлений и задач воспитания; уровень цели и смысла жизни человека.
Первый уровень — это образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в ст. 14 п.1 Закона РФ «Об образовании» записано, что целью современной образовательной системы является «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», а в ст. 9 п. 2, что образование служит решению задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Второй уровень — это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т. е. реализация этого социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, вуза и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует единый социальный заказ по формированию нужной обществу личности, но вкладывает в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.
Актуально о образовании:
Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного
возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...
Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева
Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудн ...