Стимулирование и мотивация познавательной деятельности

Страница 1

Эффективность освоения любого вида деятельности, в том числе и познавательной, во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности. Выделим те черты, которые в наибольшей степени сказываются на формировании потребностно-мотивационной сферы личности учащегося.

Мотив является важным элементом в структуре учения. Однако до сих пор проблема мотивации не получила должного освещения в теории и практике методики обучения химии.

Мотивация учения – одно из основных неотъемлемых условий обучения, от которой напрямую зависят результаты учебной деятельности, психологическое состояние ученика, его отношение к предмету и образованию в целом.

Для того чтобы учащиеся по-настоящему включились в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты детьми, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Так как за каждым мотивом стоит та или иная потребность, то в ходе продуктивного учебно-воспитательного процесса у детей должны возникать потребности, мотивирующие учебную деятельность:

· потребность в творчестве и творческом труде;

· потребность быть личностью;

· потребность в самоутверждении и самовыражении;

· потребность в общении;

· потребность в познании;

· потребность в свободе;

· нравственно-эстетическая потребность;

· потребность смысла жизни.

Если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности, то у детей повышается внутренняя мотивация (собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового). Возникает интерес – тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.

К сожалению, сегодня высокий уровень развития познавательной потребности, а следовательно, и познавательной мотивации, свойственен не очень большому количеству учащихся. По данным психологов (6,8), практически у 66% восьмиклассников не сформирована даже развитая любознательность. До 38% учащихся не имеют сколько-нибудь выраженных познавательных интересов. В мотивационной сфере преобладает внешняя мотивация, связанная не с процессом познания, а с его формальным следствием – оценкой. Уровень развития познавательной потребности у учащихся 9-ых классов почти не отличается от такового у восьмиклассников. У учащихся 10-ых классов устойчиво наблюдается интенсивное развитие потребностно-мотивационной сферы. Учебные интересы приобретают большее постоянство, конкретность, личностный характер: значительное число учащихся переходит о любознательности к целенаправленной деятельности, которая стимулируется конкретной целью. Однако на уровень развития познавательного интереса, при котором все основные учебные и внеучебные интересы связаны с определенной личностной целью, в среднем, выходит не более 13% учеников 11-го класса.

Схема 2.

Возрастная динамика развития мотивов и содержания общения

Возраст

10,5 – 11 лет 11,5 – 12 лет 12,5 – 13 лет 14 - 15 лет

Класс

5 6 7 8 9

Приоритетная

сфера

общения

Доминирующий

мотив

общения

Преимущественное

содержание

общения

«КРИЗИС 13 ЛЕТ» ПОСТКРИЗИСНЫЙ

ПЕРИОД

Наиболее важная сфера общения – ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Усиление процессов САМОСОЗНАНИЯ себя как ЛИЧНОСТИ

Стремление к автономии в коллективе, поиск признания ценности собственной личности

Проблемы индивидуальности, вопросы личностного общения

Желание занять определенное место в коллективе

Вопросы учения, поведения

СТЕПЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКА ВЗРОСЛЫМИ УМЕНЬШАЕТСЯ

Схема 2 составлена на основе обобщения данных психологических исследований. Несмотря на ограниченность и упрощенность, ее содержание способствует выделению некоторых ориентиров при построении межличностных отношений в системе «учитель-ученик» в предметном обучении, что немаловажно для осуществления идеи гуманизации обучения и повышения его эффективности.

Подчеркнем: для всего возрастного периода от 10 до 15 лет наиболее важной областью является общение со сверстниками. В числе конструктивных моментов (на которые и следует опираться при общении с подростками) выделяют потребность в самоутверждении и самовыражении.

Учет динамики развития у учащихся саморегуляции важен для решения практических проблем предметного обучения. У восьмиклассников, на фоне относительно высокой потребности в саморегуляции, еще недостаточна ее устойчивость: планируя что-либо, они часто не доводят дело до конца. Учащиеся 9-го класса характеризуются значительно более содержательным и глубоким самоанализом. Для них характерно стремление разобраться в себе. Их цели самовоспитания становятся более конкретными.

Таким образом, посткризисный период характеризуется усилением процесса самоосознания подростком себя как личности. Данная тенденция находит отражение в изменении доминирующего мотива общения со сверстниками.

Итак, основу достижения осознанности учения составляет мотивация соответствующей деятельности, в нашем случае – мотивация изучения химии.

В мотивах утверждается и закрепляется то, что представляет ценность для личности, поэтому мотивационная сфера признается стержневой в ее структуре. Реальная учебная деятельность всегда полимотивированна.

В структуре мотивационной сферы принято выделять потребности, мотивы, цели и интересы. Применительно к целям методики обучения большой интерес представляет потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. Если последняя не сформирована в предшествующем личностном опыте ученика и обучении, и учитель не имеет возможности на нее опереться, он вынужден ставить перед учащимся готовые цели, что и является источникам многих проблем обучения и отнюдь не способствует развитию мотивационной сферы учащегося. Одна из проблем обучения – так называемое «обучение без вопросов», характеризующееся, в частности, неприятием учащимся навязываемых целей учебной деятельности, что порождает упрямство, конфликтность, нигилизм, т.е. отсутствие потребностей. В изучении химии. Итак – мотивация выполняет функции побуждения поведения, его направления и организации, обеспечения ему личностного смысла и значимости.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка способно сформировать у него позитивное отношение к процессу обучения и потребность в познании нового, интересного.

Все методы стимулирования можно условно разделить на 3 большие группы:

1) методы эмоционального стимулирования;

2) методы развития познавательного интереса;

3) методы формирования ответственности и обязательности.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности по химии в отношении школьников с плоховыраженными познавательными потребностями.

1. Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам, методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. На мой взгляд, этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к изучению химии.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуаций успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании (учащиеся с плоховыраженными познавательными потребностями), смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения.

Пример 1 (самостоятельная работа по теме «Кислород. Оксиды. Горение»):

1. Запишите формулы следующих веществ: вода, оксид серы (VI), оксид кремния (IV), оксид алюминия.

2. Составьте уравнения реакций горения: а) магния; б) серы; в) метана (СН4).

3. Решите задачу: вычислите массу кислорода, которую можно получить из 45 г воды.

Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, учащиеся с низким интеллектом могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Пример 2:

В качестве помощи слабоуспевающим учащимся для решения задачи в сам. работе (см. Пример 1) можно предложить карточку с алгоритмом решения:

1) составить уравнение химической реакции;

2) Что дано – записать над формулами веществ;

3) Под формулам записать: а) количество вещества, определяется по коэффициентам уравнения; б) молярную массу или молярный объем (для газов при н. у.); в) массу вещества или объем газа;

4) составить пропорцию;

5) решить пропорцию;

6) записать ответ.

Ситуация неуспеха достаточно часто ведет к неадекватности поведения. Наиболее нежелательным ее проявлением является «выученная беспомощность», характеризующаяся тем, что учащийся заранее уверен в своем неуспехе. Нередко это становится серьезным психологическим барьером для достижения успеха в учении. В старших классах мы часто сталкиваемся с эти явлением у учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями, что заставляет подчеркнуть значимость первого этапа обучения химии: ученик, даже имеющий солидный отрицательный опыт учения, должен поверить в свои силы. Для этого важно, невзирая на недостаток учебного времени, применяя современные технологии обучения, например модульное обучение, добить прочного формирования у учащихся базовых предметных умений: определения качественного и количественного состава вещества по его формуле, составления формул по валентности, расстановки коэффициентов в уравнениях реакций, определения относительных молекулярных и молярных масс и т.п. Работа по формированию перечисленных и подобных им умений создает прекрасные возможности для осознания учащимися собственной способности к успешному учению. А это, в свою очередь, является необходимой отправной точкой для развития внутренней мотивации учения и формирования адекватной самооценки.

Поощрение в обучении. Очень важно вовремя похвалить ученика за проявление познавательного интереса, за какие-либо успехи в овладении знаниями и умениями во время изучения химии.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. В этом методе при изучении химии могут быть использованы игровые оболочки готового учебного материала.

Пример 3 (элемент игрового задания в теме «Соединения водорода»):

Кроссворд.

По вертикали: Планета, на которой идут дожди из концентрированной серной кислоты.

По горизонтали:

1. Место, где оксиды серы выходят на поверхность.

2. Раствор кремниевой кислоты.

3. Кислота, содержащаяся в желудке человека.

4. Газ без запаха, которому специально придают «пахучесть».

5. Явление природы, приводящее к появлению азотной кислоты.

6. Используется для приведения в чувство при потере сознания.

1

2

3

4

5

6

Постановка

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...

Анализ диагностических работ «на входе»
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения». Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова. Учащимся было предложено 4 задания. Познавательные УУД (классификация). Запишит ...

Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru