Субъекты воспитательного процесса

Страница 3

Четвертым участником воспитательного процесса является вся природно-социальная среда, сила воспитательного воздействия которой зависит от степени ее реальной включенности в воспитательные отношения, взаимодействия, деятельность и общение детей и взрослых людей.

Воспитательный процесс включает в себя всех участников как механическую сумму, а в жизненной динамике — как диалектически взаимодействующих субъектов. Основной, неделимой клеткой такого взаимодействия в воспитательном процессе, его главным звеном, благодаря которому осуществляется воспитание, является жизненная отношенческая воспитательная ситуация. Она характеризуется следующими основными чертами:

а) направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;

б) сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;

в) проявлением в ней общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;

г) необходимостью нравственного выбора поступка, направленности поведения в целом всеми участниками взаимодействия;

д) вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников воспитательного процесса, побуждением, стимулированием их к активному проявлению нравственно-эстетических позиций, внутренних сил в деятельности и общении, выработкой активной жизненной позиции;

е) осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательных взаимовлияний и взаимодействий, формированием системы привычного нравственного сознания и мышления, привычных форм поведения, личностно-психического развития.

Жизненные воспитательные отношенческие ситуации возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, должного, обязательного. Жизнь в обществе обязывает ребенка, как и взрослых, принимать участие в жизнеобеспечении, в подготовке к жизни в обществе, к отношениям с самыми различными людьми, явлениями природы и общества. Во-вторых, для ребенка в воспитательном процессе возникают ситуации на уровне свободного выбора видов деятельности и общения, а также избирательных отношений. Ребенок сам выбирает себе товарища, друга, компанию. Он увлекается то одним, то другим видом деятельности. Но это не значит, что избирательные отношения вовсе свободны от должного . После того как выбор сделан, в рамках этого выбора для ребенка начинают действовать свои правила необходимого: законы дружбы, верность слову, чистота чувства и др. В-третьих, воспитательные отношенческие ситуации возникают на уровне случайного общения, взаимоотношения и взаимодействия. К такого рода ситуациям относятся отношения во временной группе, общение с людьми на основе временных интересов или обязанностей.

Сила воспитательного воздействия ситуации того или иного уровня возрастает по мере перехода от ситуации случайного общения к ситуациям избирательного и необходимого общения, отношения. Воспитывающая сила воспитательного процесса зависит от степени организованности самой жизни детей, целенаправленности и последовательности развития всего многообразия жизненных отношенческих ситуаций. Динамика воспитательного процесса как раз и состоит в системе и динамике протекания отношенческих ситуаций. Диалектика их развития заключается во взаимодействии ситуаций различного уровня, в преобладании в жизни ребенка ситуаций того или иного уровня, в определенной движущейся и развивающейся системе этих ситуаций, в их взаимопереходах друг в друга, в их взаимообогащении, а подчас и взаимоисключении, в их способности пробуждения личностной активности детей и взрослых .

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Роль Интернет-технологий в обучении английскому языку старшеклассников
На сегодняшнем этапе развития человечества Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях жизнедеятельности. Особенно в последнее время возрастает потребность внедрения и использования Интернет в образовательный процесс, так как возможности использования Интернет-те ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru