Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии

Новое о образовании » Интерактивные методы обучения на уроках технологии » Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии

Страница 2

По сути, вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач: простых и сложных, запланированных и неожиданных, типичных и необычных. От того, как человек решает поставленные перед ним задачи, зависит многое: личная жизнь, карьера, здоровье и т.д. Учитель должен постараться научить детей искать решение любой задачи, которая перед ними стоит. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И. Махмутов дает следующее определение понятия "проблемное обучение": "Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций".

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

На уроках технологии могут использоваться следующие приёмы проблемного обучения:

выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез);

постановка проблемных вопросов;

организация дискуссионного рассмотрения нового материала;

введение различных видов проблемных ситуаций: ситуация - выбор, ситуация - неопределённость, ситуация - конфликт, ситуация - неожиданность, ситуация - предложение, ситуация опровержение, ситуация несоответствие.

введение заданий исследовательского характера, заданий по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ.

Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.

Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Создание проблемных ситуаций в учебном процессе преследует следующие дидактические цели:

привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru