Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»

Новое о образовании » Этические основы социальной работы с "трудными детьми" » Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»

Страница 1

Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который может лично пообщаться с ребенком в неформальной обстановке с проведением различных мероприятий, которые не повредят его психике. Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться основными этическими качествами, которые позволят ему со всей ответственностью подойти к решению проблем своих клиентов.

По мнению Е.И Холостовой, социальный работник должен обладать ответственностью перед клиентом, чувством собственного достоинства и уважением достоинства другого человека. Он должен быть порядочным и вежливым, гуманным и терпимым к людям. Социальный работник должен быть готов понять других людей и вовремя прийти к ним на помощь, должен обладать обостренным чувством добра и справедливости, эмоциональной устойчивостью и личной адекватной самооценкой. Таким образом, этические основы социального работника заключаются, прежде всего, в обладании специалистом вышеперечисленных качеств.

В работе с трудными детьми социальный работник должен понимать, что, скорее всего ребёнок будет воспринимать его враждебно. Он не будет верить в искренность его намерений, поскольку в этом возрасте дети уверены в своей правоте, и в том, что помощь им не нужна. «Трудные дети» более восприимчивы, агрессивны и непокорны. Поэтому, социальный работник должен проявить максимум понимания к проблемам ребенка, показать готовность в любое время прийти на помощь, быть терпимым к отклоняющемуся поведению. Также он должен быть предупредительным, наперед предвидеть то, в чем он нуждается и по возможности восполнить эти недостатки. Социальный работник не должен ставить себя выше ребёнка. Вертикальные отношения в данном случае неуместны. Оптимальным для специалиста будет попытка стать для ребёнка другом, соратником, только таким образом можно добиться от ребёнка отдачи.

Как пишет Л.П. Кузнецова, основная цель социального работника в работе с трудными детьми состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь[10]. Следует сказать, что социальный работник должен объяснить ребёнку, что он в состоянии сам преодолеть возникшие трудности, и создать для него максимально комфортные условия, в которых он сможет их преодолеть.

А.В. Закрепина считает, что изначально социальный работник обязан обратить внимание на особенности личности и характер проблем трудного ребенка. Исходя из этических качеств, любой социальный работник в начале должен с пониманием отнестись к «трудному ребёнку», увидеть в нем личность. После этого он должен изучить личность, понять характер ребенка, с которым ему придется работать, то есть должен обладать всесторонней информацией об особенностях каждого конкретного ребенка, а также о его основных проблемах. Окружение трудного ребенка всегда должно быть под контролем социальных работников.

Неоднократно Е.П. Кузнецова отмечает, что социальному работнику важно овладеть приемом направления подростка к деятельности самосовершенствования. Это основная задача по работе с трудными детьми, по мнению автора. Как было сказано ранее, ребенок должен учиться сам решать свои проблемы. А социальный работник, в свою очередь, должен правильно его направить, создать ему условия для реализации своего потенциала, без ущерба его психике, а также разработать индивидуальную программу, в соответствии с которой ребенку будет оказана помощь.

В.Г. Краснова обращает внимание на то, что социальному работнику приходится сталкиваться в своей работе с детьми, которым нужно помочь в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, деятельность. Следует отметить, что на этом этапе социальный работник сталкивается с трудной задачей, ему необходимо перевоспитать ребенка, заинтересовать его каким-либо позитивным видом деятельности, например, спортом или искусством. В этом случае этика социального работника заключается в том, что ему следует быть максимально внимательным к ребёнку, поскольку он, в этом случае, несет еще большую ответственность за дальнейшую судьбу ребёнка. Он должен привить ребёнку основы достойного поведения, правильные ценности, уважительное отношение к людям, мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...

Методика формирования самостоятельности у младших школьников
Формирование, самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. ...

Какие взаимоотношения отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru