Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»

Новое о образовании » Этические основы социальной работы с "трудными детьми" » Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»

Страница 1

Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который может лично пообщаться с ребенком в неформальной обстановке с проведением различных мероприятий, которые не повредят его психике. Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться основными этическими качествами, которые позволят ему со всей ответственностью подойти к решению проблем своих клиентов.

По мнению Е.И Холостовой, социальный работник должен обладать ответственностью перед клиентом, чувством собственного достоинства и уважением достоинства другого человека. Он должен быть порядочным и вежливым, гуманным и терпимым к людям. Социальный работник должен быть готов понять других людей и вовремя прийти к ним на помощь, должен обладать обостренным чувством добра и справедливости, эмоциональной устойчивостью и личной адекватной самооценкой. Таким образом, этические основы социального работника заключаются, прежде всего, в обладании специалистом вышеперечисленных качеств.

В работе с трудными детьми социальный работник должен понимать, что, скорее всего ребёнок будет воспринимать его враждебно. Он не будет верить в искренность его намерений, поскольку в этом возрасте дети уверены в своей правоте, и в том, что помощь им не нужна. «Трудные дети» более восприимчивы, агрессивны и непокорны. Поэтому, социальный работник должен проявить максимум понимания к проблемам ребенка, показать готовность в любое время прийти на помощь, быть терпимым к отклоняющемуся поведению. Также он должен быть предупредительным, наперед предвидеть то, в чем он нуждается и по возможности восполнить эти недостатки. Социальный работник не должен ставить себя выше ребёнка. Вертикальные отношения в данном случае неуместны. Оптимальным для специалиста будет попытка стать для ребёнка другом, соратником, только таким образом можно добиться от ребёнка отдачи.

Как пишет Л.П. Кузнецова, основная цель социального работника в работе с трудными детьми состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь[10]. Следует сказать, что социальный работник должен объяснить ребёнку, что он в состоянии сам преодолеть возникшие трудности, и создать для него максимально комфортные условия, в которых он сможет их преодолеть.

А.В. Закрепина считает, что изначально социальный работник обязан обратить внимание на особенности личности и характер проблем трудного ребенка. Исходя из этических качеств, любой социальный работник в начале должен с пониманием отнестись к «трудному ребёнку», увидеть в нем личность. После этого он должен изучить личность, понять характер ребенка, с которым ему придется работать, то есть должен обладать всесторонней информацией об особенностях каждого конкретного ребенка, а также о его основных проблемах. Окружение трудного ребенка всегда должно быть под контролем социальных работников.

Неоднократно Е.П. Кузнецова отмечает, что социальному работнику важно овладеть приемом направления подростка к деятельности самосовершенствования. Это основная задача по работе с трудными детьми, по мнению автора. Как было сказано ранее, ребенок должен учиться сам решать свои проблемы. А социальный работник, в свою очередь, должен правильно его направить, создать ему условия для реализации своего потенциала, без ущерба его психике, а также разработать индивидуальную программу, в соответствии с которой ребенку будет оказана помощь.

В.Г. Краснова обращает внимание на то, что социальному работнику приходится сталкиваться в своей работе с детьми, которым нужно помочь в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, деятельность. Следует отметить, что на этом этапе социальный работник сталкивается с трудной задачей, ему необходимо перевоспитать ребенка, заинтересовать его каким-либо позитивным видом деятельности, например, спортом или искусством. В этом случае этика социального работника заключается в том, что ему следует быть максимально внимательным к ребёнку, поскольку он, в этом случае, несет еще большую ответственность за дальнейшую судьбу ребёнка. Он должен привить ребёнку основы достойного поведения, правильные ценности, уважительное отношение к людям, мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие, сущность
Комплексное методическое обеспечение специальности складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический комплекс) тем, КМО всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета (мастерской) и внеучебной деятельности студента. В самом обобщенном виде сущность об ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией мы также применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности». Полученные результаты эксперимента занос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru