4.Диссоциация пара нашатыря на аммиак и хлористый водород.
5.Контактное окисление аммиака воздухом и некоторые другие.
Все это опыты очень простые, но в то же время очень осмысленные, поучительные, дающие "уверенность в невидимом, как в видимом, в желаемом и ожидаемом, как в настоящем".
Лекции Д.И. Менделеева не были лекциями просто по общей химии. Они изобиловали частыми отступлениями в другие области - в физику, астрономию, биологию, геологию. Он приводил примеры из истории химии, ссылаясь на опыт применения химии в промышленности. При этом старался воспользоваться любым поводом, чтобы еще и еще раз подчеркнуть важность фабрично-заводского дела для судеб России.
Несмотря на эти отступления, на некую "корявость", на отсутствие формального блеска, студенты прекрасно понимали, в чем притягательность менделеевских лекций. Дмитрий Иванович не пичкал их одними сведениями, но прививал им умение наблюдать и думать, умение, которого не может дать ни один учебник, ни одна книга. Сам Менделеев о своих лекциях говорил: "Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей".
Будучи глубоким демократом, Дмитрий Иванович ценил людей не за их чины и звания, а за отношение к своему предмету. По этому поводу интересным является случай, о котором вспоминал выдающийся советский физико-химик, академик В.А. Кистяковский: " . Как-то на экзамене один из студентов заявил свою фамилию - князь В . "На букву "К" я экзаменую завтра" - сказал Дмитрий Иванович, и князь В. попал в глупое положение. Остальные князья, графы, бароны на экзаменах называли себя просто по фамилии".
Экзаменовал же Д.И. Менделеев нервно: быстро посмотрит, что написано на доске, задаст несколько вопросов из разных разделов курса и решительно выведет отметку. Ответы он любил четкие, ясные, быстрые, в которых сразу выделяется главное и опускаются незначительные подробности.
А.А. Байков: « будучи общепризнанным выдающимся гениальным ученым, Д. И. Менделеев в то же время был известен как человек исключительных душевных качеств, с мужественным и неустрашимым характером; всецело преданный делу науки и стремлению к истине, ради которых был способен на геройские подвиги, даже с опасностью для своей жизни. Это с особенной яркостью проявилось в его знаменитом полете на воздушном шаре во время солнечного затмения 7 август 1887г., когда он поднялся в верхние слои атмосферы для некоторых наблюдений во время затмения…это был, конечно, очень рискованный поступок, но, к счастью, все закончилось благополучно…»
В. Л. Комаров: «… мы знали, что Дмитрий Иванович профессор, что он занимает довольно почетное положение, но в то же время мы знали, что он никогда не будет поддакивать начальству, если он не согласен с ним внутренне. Мы знали, что он всегда ответит «нет» на все такие несогласные с его совестью указания этого начальства. Мы знали. Что он самостоятельный человек, что он проводит свою линию, и имя Менделеева всегда произносилось, поэтому с особым уважением, как имя научного вождя, который ведет нас к светлому будущему и не мирится ни с какими безобразными существующего мира»
Вот что вспоминал М. Н. Младенцев о Д. И. Менделееве: «Д. И. Менделеев был добрейший человек, необыкновенно чуткий, крайне деликатный и до удивительности впечатлительный. Он реагировал на все явления жизни. В нем чудесно сочетался титанический ум с простотой и с редкой душой. Эту страстную душу Д. И. вкладывал во всю свою деятельность…»
… к детям Дмитрий Иванович относился вообще всегда нежно и с большой любовью. Бывало, гуляя по двору, услышит голос продавца яблок. Позовет его и бегающих по двору ребят и предложит им взять по яблоку. А сам терпеливо стоит у тележки разносчика и выжидает, когда пройдут все, а ребят во дворе было 50-60. дети служащих двух учреждений, Главной палаты мер и весов и Технического комитета. На рождество Д. И. всегда устраивал для детей служащих и рабочих елку за свой счет и каждому из ребят Д. И. что-нибудь дарил.
Актуально о образовании:
Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного
возраста
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставл ...
ВУЗы США
В структуру высшего образования США входит более 3600 учебных заведений, в их числе университеты, колледжи и технические училища. Самые престижные университеты США - в их числе Brown University, Columbia University, Cornell University, Dartmouth University, Harvard University, University of Pennsyl ...
Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя
"Впервые в Казахстане осуществляется международный проект организации курсов повышения квалификации совместно с Факультетом образования университета Кембридж в Великобритании. Главным результатом составляющих новой системы будет обеспечение единого концептуального подхода к повышению квалифика ...