Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Менделеева » Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования

Страница 2

Предусмотрел Менделеев и срок обучения: пять лет. «Прибавляя к четырехлетнему курсу полгода на реальное приспособление к преподаванию, я считаю необходимым в главном училище наставников прибавить еще полгода… ввиду необходимости для всех учителей курса педагогии, а также для проведения особых испытаний и возможно наилучшего выбора лиц, пригодных для такой работы». Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.

В критике системы классического образования, сложившейся в России, он опирался на соображения о здоровье учащихся: «… при большом количестве уроков по этим предметам (древним языкам) остается мало времени для прохождения других необходимых образовательных предметов, и ученики лишаются возможности запастись в гимназии здоровьем и необходимейшими для жизни познаниями».

Д. И. Менделеев стремился к «Здоровой педагогике». Под этим явлением Менделеев подразумевал то, что стремится развить в ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые.

Будучи блестящим методистом, Д. И. Менделеев учил, что без цели, планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов. Исходя из материалистического понимания природы и общества, Менделеев считал, что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир, практическое отношение к природе составляют суть образованности.

Также Менделеев считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, причем основных не должно быть много: «…получать и развивать само знание нужно не столько в количественном отношении, сколько в качественном. Надо уметь отличать существенно необходимое, определяющее мировоззрение и направление деятельности, от того, что составляет мелкие подробности».

Д. И. Менделеев, отдавший, по его выражению, «цвет своей жизни

посильному служению на пользу образования русского юношества», с твердым убеждением, доказывал необходимость введения целого ряда конкретных новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназий. Так, он считал, что срок обучения в них следует ограничить шестью годами, а нормальный возраст выпускников снизить с 18-20 до 16-17 лет.

Им разработано расписание уроков во всех шести классах. Менделеев считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т. д.

Таким образом, мы пришли к выводу - идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны и в настоящее время. В период образования различных типов учебных заведений акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Для этого используются самые различные методы и методические приемы.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Анализ проведённой работы
Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа ...

Советская школа до начала 30-х гг
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осущес ...

Сущность воспитательного процесса
Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучением. Как отдельная составляющая педагогического процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И.Ф. Гербартом, который в начале XIX в. выпустил в свет ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru