Предусмотрел Менделеев и срок обучения: пять лет. «Прибавляя к четырехлетнему курсу полгода на реальное приспособление к преподаванию, я считаю необходимым в главном училище наставников прибавить еще полгода… ввиду необходимости для всех учителей курса педагогии, а также для проведения особых испытаний и возможно наилучшего выбора лиц, пригодных для такой работы». Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.
В критике системы классического образования, сложившейся в России, он опирался на соображения о здоровье учащихся: «… при большом количестве уроков по этим предметам (древним языкам) остается мало времени для прохождения других необходимых образовательных предметов, и ученики лишаются возможности запастись в гимназии здоровьем и необходимейшими для жизни познаниями».
Д. И. Менделеев стремился к «Здоровой педагогике». Под этим явлением Менделеев подразумевал то, что стремится развить в ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые.
Будучи блестящим методистом, Д. И. Менделеев учил, что без цели, планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов. Исходя из материалистического понимания природы и общества, Менделеев считал, что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир, практическое отношение к природе составляют суть образованности.
Также Менделеев считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, причем основных не должно быть много: «…получать и развивать само знание нужно не столько в количественном отношении, сколько в качественном. Надо уметь отличать существенно необходимое, определяющее мировоззрение и направление деятельности, от того, что составляет мелкие подробности».
Д. И. Менделеев, отдавший, по его выражению, «цвет своей жизни
посильному служению на пользу образования русского юношества», с твердым убеждением, доказывал необходимость введения целого ряда конкретных новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназий. Так, он считал, что срок обучения в них следует ограничить шестью годами, а нормальный возраст выпускников снизить с 18-20 до 16-17 лет.
Им разработано расписание уроков во всех шести классах. Менделеев считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т. д.
Таким образом, мы пришли к выводу - идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны и в настоящее время. В период образования различных типов учебных заведений акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Для этого используются самые различные методы и методические приемы.
Актуально о образовании:
Сущность и содержание исправления осужденных
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбы ...
Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны - посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит? Проанализировав ряд ...
План-конспект урока химии с применением технологии модульного
обучения
Тема: Кислоты Цель: Обобщение понятия о кислотах, изученных в предыдущих темах. Познакомиться с классификацией кислот и их взаимодействием с солями. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, производить расчеты по ним, осуществлять химический эксперимент. Методы: объяснение, беседа, ...