Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Менделеева » Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования

Страница 2

Предусмотрел Менделеев и срок обучения: пять лет. «Прибавляя к четырехлетнему курсу полгода на реальное приспособление к преподаванию, я считаю необходимым в главном училище наставников прибавить еще полгода… ввиду необходимости для всех учителей курса педагогии, а также для проведения особых испытаний и возможно наилучшего выбора лиц, пригодных для такой работы». Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.

В критике системы классического образования, сложившейся в России, он опирался на соображения о здоровье учащихся: «… при большом количестве уроков по этим предметам (древним языкам) остается мало времени для прохождения других необходимых образовательных предметов, и ученики лишаются возможности запастись в гимназии здоровьем и необходимейшими для жизни познаниями».

Д. И. Менделеев стремился к «Здоровой педагогике». Под этим явлением Менделеев подразумевал то, что стремится развить в ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые.

Будучи блестящим методистом, Д. И. Менделеев учил, что без цели, планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов. Исходя из материалистического понимания природы и общества, Менделеев считал, что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир, практическое отношение к природе составляют суть образованности.

Также Менделеев считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, причем основных не должно быть много: «…получать и развивать само знание нужно не столько в количественном отношении, сколько в качественном. Надо уметь отличать существенно необходимое, определяющее мировоззрение и направление деятельности, от того, что составляет мелкие подробности».

Д. И. Менделеев, отдавший, по его выражению, «цвет своей жизни

посильному служению на пользу образования русского юношества», с твердым убеждением, доказывал необходимость введения целого ряда конкретных новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназий. Так, он считал, что срок обучения в них следует ограничить шестью годами, а нормальный возраст выпускников снизить с 18-20 до 16-17 лет.

Им разработано расписание уроков во всех шести классах. Менделеев считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т. д.

Таким образом, мы пришли к выводу - идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны и в настоящее время. В период образования различных типов учебных заведений акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Для этого используются самые различные методы и методические приемы.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Интерактивная технология обучения
В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - ученик выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит) 2) активная - ученик выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать ...

Эвристический метод
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих уме ...

Эффективность уроков, проведенных по модульной технологии
Педагогические исследования шести разработанным модульных уроков по темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практич ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru