Пример 5: Сахароза в обычных условиях не горит: если поднести к куску сахара зажженную спичку, он будет плавиться, но не гореть. Если же на кусок сахара насыпать совсем немного табачного пепла и снова поднести огонь, сахар загорится синевато-желтым пламенем с небольшим потрескиванием. Суть изменений в поведении сахара состоит в том, что зола табака, содержащая карбонаты щелочных металлов, служит катализатором горения этого вещества. Считается, что главную роль здесь играет карбонат лития.
Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрированного на уроке, грандиозностью цифр. Например, в процессе изучения достаточно сложной и неинтересной для 8-го класса темы «Моль – единица количества вещества» учащимся можно предложить для решения следующую задачу:
Пример 6: Что больше, число Авогадро или площадь поверхности планеты Земля, выраженная в кв. мм? (Площадь поверхности Земли равна
кв. км.)
Площадь поверхности Земли в пересчете на кв. мм равна
, а это число меньше числа Авогадро. Такое сравнение дает детям представление об огромном значении числа Авогадро.
3. Методы формирования ответственности и обязательности.
Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников. Для воспитания и обучения учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями наиболее эффективным, с моей стороны, является метод формирования понимания личностной значимости учения. Данный метод заключается в формировании у учащегося осознания важности успешного обучения по химии для его настоящей и будущей жизни.
Условиями, обеспечивающими осознание учащимися значимости приобретаемых ими на уроках химии знаний, являются:
1.
Акцентирование внимания учащихся на содержании и функциях применяемых в учении логических операций.
2.
Раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций; работа с научными терминами как неотъемлемым компонентом научных знаний и общей образованности человека.
3.
Включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную. Причем такую, содержание и формы организации которой определяются на основе учета личностных особенностей учащихся.
4.
Применение знаний по химии (особенно на межпредметной основе) для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся.
5.
Постоянная работа по обеспечению внутри- и межпредметной интеграции знаний, межпредметному их переносу при решении комплексных проблем.
6.
Применение предметных химических знаний в нестандартных условиях для решения проблем из весьма далеких сфер жизни (истории, археологии, искусства и т.п.).
7.
Акцентирование перспектив развития личностной целостной системы знаний и ее значения в определении собственной жизненной стратегии.
8.
Формирование у учащихся основ методологических знаний.
Актуально о образовании:
Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Людмила Ивановна Солнцева в своих исследованиях отмечает, что наблюдение за детьми школьного возраста с нарушением зрения и анализ их психического развития, протекающего под активным воздействием внешней среды, показывают достаточно разнообразную и сложную картину психического статуса современного ...
Наблюдения за растениями
Растения считаются вступившими в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. Отмечать начало каждой фазы следует, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида (если наблюдается большая группа) или хотя бы 2-3 особи. Если наблюдения ведутс ...
Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Наше исследование проводилось на базе учебного заведения, школы №11, 2 класс в коллективе 12 человек и 3 класс в коллективе 15 (см. таблицу №1) Таблица №1 Класс количество средний возраст класса количество девушек средний возраст девушек количество юношей средний возраст юношей 2 12 8,7 6 8,2 6 8,5 ...