Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 3

Приведем список требований, которые предъявляются к учителю одаренных детей:

- доброжелательность и чуткость;

- знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;

- наличие позитивного педагогического опыта работы;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- желательно иметь кроме педагогического, еще какое-либо образование;

- иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

- иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению знаний .

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Важной составляющей организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников является обеспечение высоко квалифицированной индивидуальной и консультативной помощи детям, родителям и педагогам. Родителям должна предоставляться необходимая информация о перспективах развития ребенка, его сильных и слабых сторонах, о необходимой в данный период поддержке. Следует учитывать, что даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у участников образовательного процесса, требующих помощи психолога.

В обществе уже сложилось представление о том, “что такое” одаренный ребенок. Оно носит обобщенный, стереотипный характер и не содержит, в силу понятных обстоятельств, индивидуальных характеристик. Такое обобщенное представление таит в себе опасность нивелирования, так как не способствует пристальному изучению каждого ученика во всей его индивидуальности. Как и все другие, одаренные дети не похожи друг на друга по диапазону и своеобразию своих способностей, личностным характеристикам. Эти различия следует учитывать в учебных программах. В гибкой программе признаются различия, как в уровне развития познавательных процессов, умений и навыков, так и предпочтений определенного индивидуального стиля работы.

Подбор учителей должен основываться не только с учетом их компетентности и умения находить индивидуальный подход к ученикам. Для формирования творческого мышления и поведения у детей большое значение имеет наличие образцов творческого поведения у значимых взрослых (родителей, учителей, реферетных личностей), наличие творческой атмосферы развития и творческой среды. Следовательно, при подборе учителей следует учитывать и такой личностный фактор, как творческие способности .

Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, учитель своими вопросами подводит ученика к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установление однозначных оценок “правильно” и “неправильно”, эталонов и идеальных ответов. Ученики могут обсуждать друг с другом разные возможности ответов, оценивать их. Отсутствие эталонов оценивания создает некоторые сложности для самого учителя, в первую очередь в оценке знаний.

Задача учителя - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.

Таким образом, педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников возможна при своевременной диагностике возможностей, умении проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, адекватном содержании обучения, внедрении личностно-ориентированной и развивающей технологий, наличии позитивного педагогического опыта работы педагогов, побудительно-интенсифицирующей деятельности учителя.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников, мы пришли к следующим выводам:

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Модифицированный имитационным моделированием метод экспоненциального сглаживания
Для прогнозирования характеристик образцов техники, математическое описание которых имеет вид , (4.10) целесообразно применять метод экспоненциального сглаживания. Сложившаяся практика использования этого метода предполагает ограничение числа членов ряда Тейлора ,(4.11) аппроксимирующего выражение ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Способы активизации мыслительной деятельности
Разнообразные задания: Задания на различение сходного материала. Это задания, требующие противопоставления сходного или в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями. (Например в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных А и О, приставок ПРИ - и ПРЕ-). За ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru