По мнению ученых, выявление старшеклассников, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную проблему. Однако, придерживаясь общепринятой типологии одаренности в науке, мы выделяем интеллектуальную, творческую, академическую и социальную. Для диагностики предполагается применять ряд методик. Так, для выявления интеллектуальной одаренности рекомендуется использовать методику исследования интеллекта у детей Д. Векслера, творческой – тесты Торранса на образное и вербальное мышление и другие. Кроме этого, необходимо использовать методику изучения способностей учащихся Р.В. Овчаровой и методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Это позволит иметь своевременную информацию о потенциале старшеклассников.
Внедрение педагогической поддержки создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности старшеклассников, учета и развития индивидуальных особенностей школьников, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного саморазвития старшеклассников, их интеллектуальных способностей.
Готовность педагога работать с одаренными детьми включает наличие у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специальной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего коллектива учащихся.
Многие зарубежные ученые и специалисты в области обучения одаренных детей считают целесообразной и необходимой специализированную практическую стажировку педагогов к работе с одаренными детьми.
Исследователями и специалистами в области подготовки кадров для обучения одаренных детей разработан ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать педагоги. Эти положения являются основой для разработки программы подготовки таких специалистов.
К. Сили предложил следующий список профессиональных умение педагогов (приводится в порядке убывания значимости):
· умение проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
· умение модифицировать учебные программы;
· умение стимулировать когнитивные способности учащихся;
· умение работать по специально разработанному учебному плану;
· умение консультировать учащихся.
Повышенный интерес современной педагогики к проблеме обучения одаренных детей, востребованность высокого уровня образования в обществе дают основания для разработки и реализации программ подготовки педагогических кадров для системы обучения одаренных детей.
Учитывая те научные представления, которые сложились в области педагогики и психологии одаренности, можно предположить, что в программе теоретической подготовки педагогов к работе с одаренными детьми необходимо рассмотреть следующие, наиболее важные вопросы, касающиеся этой проблемы:
1. Закономерности развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной).
2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей.
3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей.
4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы.
5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ.
6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми.
7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми.
8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка.
10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.
Сложившийся в отечественной и зарубежной практике опыт работы показывает, что педагоги испытывают значительные трудности в построении оптимальных взаимоотношений с одаренными детьми, дефицит практических и теоретических знаний, необходимых для модификации и индивидуализации имеющихся образовательных программ.
Проблема подготовки учителей для работы с одаренными детьми рассматривается как одна из важнейших. Среди качеств, необходимых учителю одаренных детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость учителя, эмоциональную стабильность. Практическая реализация образовательных проектов, касающихся проблемы одаренности, предполагает не только проведение теоретических и экспериментальных исследований, но и выполнение широкого спектра работ по выявлению и развитию одаренных детей на всех этапах обучения, от дошкольного детства, до достижения уровней среднего и профессионального образования.
Работа учителя с одаренными детьми, включающая первичную идентификацию, выбор форм обучения, разработку учебных программ, их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от администрации и учреждения и педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике одаренности, сотрудничества с психологами, учителями и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От учителя требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она “работает” неэффективно. Готов ли учитель одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто и не каждый человек обладает настолько мощными творческими ресурсами.
Актуально о образовании:
Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных
старшеклассников
В своей практической деятельности педагог нередко сталкивается конкретно с проблемами каждого ребенка, которые обусловлены, с одной стороны, неадекватным отношением к себе и рождают феномены либо неуверенности, тревожности, либо самоуверенности (вплоть до стремления подавлять, доминировать над друг ...
Первоначальное формирование личности человека
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период среднев ...
Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...