Динамизм общественных изменений, глобальная реформация образовательной системы объективно требует осуществления дифференцированного обучения, которое обеспечит каждому студенту оптимальные условия для овладения избранной специальностью. В особенности необходима дифференциация обучения при овладении профессией техника-механика.
Организация учебной деятельности при дифференцированном обучении направлена на то, чтобы психологически перестроить студентов: не преподаватель учит, а они сами самостоятельно с помощью преподавателя. Ведь студенты получают на руки всю программу дисциплины с четкими методическими рекомендациями изучения тем, могут выбирать тему для изучения, проводят самооценку своей работы. Преподаватель ставит учебную цель, показывает пути и способы ее достижения, контролирует деятельность студента, корректирует ее, приводит студента к нужным теоретическим и практическим результатам. Студент, придерживаясь установок и принимая во внимание коррективы, которые вносятся в его деятельность, самостоятельно достигает учебной цели.
Процессуальный аспект дифференциации обучения предусматривает разноуровневое усвоение учебного материала. Обосновываясь на положениях В.П. Беспалька о уровнях усвоенного учебного материала, мы выделили такие уровни: догматический, репродуктивный, эвристический и творческий. Мы считаем, что такая дифференциация усвоения учебного материала отображает последовательные фазы формирования мастерства, иерархию уровней усвоения опыта. Основным продуктом процесса усвоения студентами учебного материала должны стать разноуровневые умения, которые интегрируют в себе знания. Для каждого уровня усвоения мы выделили дидактические умения, владение ими свидетельствует о качестве усвоения знаний. Относительно выделенных уровней нами разработаны дифференцированные задания.
Студенты имеют возможность свободного выбора определенного уровня усвоения. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы: 1) представить методический комплект; 2) стимулировать студентов к деятельности на поисковых уровнях.
Изучение отечественных и зарубежных психолого-педагогических работ, анализ практики в учебных заведениях позволили разработать и теоретически обосновать концепцию развития самостоятельной деятельности студентов.
Дифференционный подход может давать при соблюдении гарантированный педагогический эффект, создает такую педагогическую ситуацию, за которой профессиональная, гражданская и просто человеческая инициатива студента имеет возможность себя реализовать.
Дифференционный подход изменяет характер обучения относительно таких его параметров, как целевая ориентация, характер и содержание взаимодействий субъектов учебного процесса. Этот подход наметил пути и средства реализации новой педагогической идеи, т.е. заменить традиционную лекционно-семинарскую педагогическую методику на принципиально новую, в основе которой лежат признание студента главным ценностным ориентиром учебного заведения и свобода выбора студентам альтернативных вариантов обучения. Показателями нового качества образовательного процесса выступают: новые знания, умения, привычки студентов, повышение уровня их личностного развития, возрастания профессиональной компетентности, отношения к рабо-те, отсутствие отрицательных следствий.
Актуально о образовании:
Описание и интерпретация результатов экспериментального обучения
Так как дети 10-12-летнего возраста очень активны, любят двигаться, то приходится менять вид работы. Если заставить их, хотя бы по очереди, читать текст учебника в течение продолжительного отрезка времени, они начнут делать это механически, без интереса, или вообще, когда один ученик читает, другие ...
Задача трудового воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко фи ...
Российское образование в конце XIX - начале XX века
С начала 70-х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходс ...