Сущность самостоятельной работы студентов

Страница 2

Как отмечает Н.В. - Басова, отличием СРС от других видов работы есть „самостоятельное целеполагание, самостоятельный выбор задач и видов работы”. У нее СРС существует в основном как конечная форма учебной работы:

- СРС - это отдельное средство независимой познавательной деятельности, во время которой студенты самостоятельно приобретают знания, вырабатывают собственные умения и навыки, самостоятельно закрепляют их и применяют на практике; происходит как научное познание;

- СРС - это средство получения новых знаний, изготовление и практическое закрепление умений и навыков, которое организовывается преподавателем, руководствуется ним, но осуществляется без непосредственного его участия;

- СРС - это форма организации учебного процесса, которая протекает как творческая деятельность студентов или конкретное проявление умственной деятельности;

- СРС - это вид обучения, во время которого студенты решают разнообразные научно-познавательные проблемы;

- СРС - методы индивидуальной или коллективной как аудиторной, так и внеаудиторной учебной деятельности под тщательным руководством преподавателя, но без активного его вмешательства;

- СРС - приемы учебной деятельности, которые применяются на учебных занятиях под руководством преподавателя для закрепления и практического применения, только что приобретенных, во время этого же занятия, знаний, умений и навыков;

- СРС - форма контроля или самоконтроля добытых самостоятельно или с помощью преподавателя знаний, умений и навыков.

Во всех этих подходах есть то, что в основе самостоятельной работы студентов лежит деятельностный подход к организации обучения и акцентируется необходимость формирования знаний, умений и навыков. Целью СРС есть развитие такой черты личности как самостоятельность, то есть способность организовывать и реализовывать свою деятельность без посторонней помощи и руководства", а также еще развитие умений самостоятельно приобретать и анализировать знания, использовать их в практической деятельности, решать разные проблемные вопросы и активно, научно обосновано высказывать свою точку зрения.

На сегодня можно выделить, с точки зрения проблемы, суть СРС. С одной стороны, она рассматривается в системе лекционных, практических занятий, лабораторных работ и семинаров, как восприятие и самостоятельное осмысление студентами новой информации, воспроизведение ее в решении задач.

С другой стороны, самостоятельной работой считается только та, в ходе которой студент без помощи преподавателя проанализировал и обобщил учебный материал, проверил свои результаты и выводы.

Существуют также мысли, особенно среди преподавателей, что самостоятельной является только внеаудиторная работа студента.

Некоторые исследователи (С. Архангельский, П. Пидкасистый) выделяют соответствующие по структуре учебного плана два типа самостоятельной работы:

а) обязательную - она проводится во время учебных занятий при подготовке к ним;

б) дополнительную - она проводится сверх плана или по специальному индивидуальному плану (графику) с учетом личных интересов и наклонностей студентов.

Можно привести много примеров публикации, в которых ученые и практики выходят с того, что самостоятельная работа, будто постоянно присутствует в учебном процессе в виде самоподготовки студента к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому большинство преподавателей даже не пыталось исследовать природу этого дидактического и методического явления, а главным образом изучали бюджет времени, который расходуется на внеаудиторную работу и всевозможные организационные мероприятия по планированию и благоустройству заданий с целью обеспечения ритмичной самостоятельной внеаудиторной работы в течение семестра, учебного года и всего срока обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...

Роль проблемного обучения и его сущность
В данном параграфе мы проследим путь развития проблемного обучения в педагогической теории и практике отечественных и зарубежных педагогов. Еще с древних времен величайшие педагоги всегда искали методические пути преобразования учебного труда в радостный процесс мира, развития умственных сил и спос ...

Уроки химии в 11-х классах с применением технологии «французских мастерских»
11 «А» класс состоит из 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Средний балл успеваемости по химии в этом классе 5 (по 10-балльной системе). В этом классе занимаются учащиеся с низким и средним уровнем развития, т.е. класс не специализирован по химии. Учащиеся этого класса с трудом выполняют ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru