Как отмечает Н.В. - Басова, отличием СРС от других видов работы есть „самостоятельное целеполагание, самостоятельный выбор задач и видов работы”. У нее СРС существует в основном как конечная форма учебной работы:
- СРС - это отдельное средство независимой познавательной деятельности, во время которой студенты самостоятельно приобретают знания, вырабатывают собственные умения и навыки, самостоятельно закрепляют их и применяют на практике; происходит как научное познание;
- СРС - это средство получения новых знаний, изготовление и практическое закрепление умений и навыков, которое организовывается преподавателем, руководствуется ним, но осуществляется без непосредственного его участия;
- СРС - это форма организации учебного процесса, которая протекает как творческая деятельность студентов или конкретное проявление умственной деятельности;
- СРС - это вид обучения, во время которого студенты решают разнообразные научно-познавательные проблемы;
- СРС - методы индивидуальной или коллективной как аудиторной, так и внеаудиторной учебной деятельности под тщательным руководством преподавателя, но без активного его вмешательства;
- СРС - приемы учебной деятельности, которые применяются на учебных занятиях под руководством преподавателя для закрепления и практического применения, только что приобретенных, во время этого же занятия, знаний, умений и навыков;
- СРС - форма контроля или самоконтроля добытых самостоятельно или с помощью преподавателя знаний, умений и навыков.
Во всех этих подходах есть то, что в основе самостоятельной работы студентов лежит деятельностный подход к организации обучения и акцентируется необходимость формирования знаний, умений и навыков. Целью СРС есть развитие такой черты личности как самостоятельность, то есть способность организовывать и реализовывать свою деятельность без посторонней помощи и руководства", а также еще развитие умений самостоятельно приобретать и анализировать знания, использовать их в практической деятельности, решать разные проблемные вопросы и активно, научно обосновано высказывать свою точку зрения.
На сегодня можно выделить, с точки зрения проблемы, суть СРС. С одной стороны, она рассматривается в системе лекционных, практических занятий, лабораторных работ и семинаров, как восприятие и самостоятельное осмысление студентами новой информации, воспроизведение ее в решении задач.
С другой стороны, самостоятельной работой считается только та, в ходе которой студент без помощи преподавателя проанализировал и обобщил учебный материал, проверил свои результаты и выводы.
Существуют также мысли, особенно среди преподавателей, что самостоятельной является только внеаудиторная работа студента.
Некоторые исследователи (С. Архангельский, П. Пидкасистый) выделяют соответствующие по структуре учебного плана два типа самостоятельной работы:
а) обязательную - она проводится во время учебных занятий при подготовке к ним;
б) дополнительную - она проводится сверх плана или по специальному индивидуальному плану (графику) с учетом личных интересов и наклонностей студентов.
Можно привести много примеров публикации, в которых ученые и практики выходят с того, что самостоятельная работа, будто постоянно присутствует в учебном процессе в виде самоподготовки студента к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому большинство преподавателей даже не пыталось исследовать природу этого дидактического и методического явления, а главным образом изучали бюджет времени, который расходуется на внеаудиторную работу и всевозможные организационные мероприятия по планированию и благоустройству заданий с целью обеспечения ритмичной самостоятельной внеаудиторной работы в течение семестра, учебного года и всего срока обучения.
Актуально о образовании:
Анализ проведённой работы
Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...
Информационное пространство и изучение истории в школе
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жес ...