Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования

Страница 3

При эстетической структуре учебного плана учитель, основываясь на них, выбирая нужную для данного конкретного случая систему обучения, может разработать множество вариантов процесса обучения, в которых будут учитываться индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, игнорируются объективные закономерности формирования личности, ее сущностные силы не развиваются в полном объеме, а процесс учебной деятельности не обретает эстетичную форму.

Организация познавательной деятельности учащихся в школе отразит в целом историю познания человечества - от всеобщего синкретизма на начальном этапе развития научной мысли, к дифференциации научных знаний, начиная с Нового времени, и интеграции - требовании культуры грядущего столетия. Так в целом проявится изоморфность онтогенеза и филогенеза. Форма организации процесса познания станет эстетичной, если она будет выстроена в логике развития познания человечества и человека.

Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе, ставящее своей целью воспитание эстетического отношения к действительности, должно осуществляться повсеместно.

Если целью эстетического воспитания в школе является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности, то цель художественного воспитания - приобщить ребенка к миру художественной культуры, передать ему способы и средства овладения этой культурой, развить его художественно-творческий потенциал, воспитать в нем потребность в постоянном общении с искусством в разных его видах, формах, жанрах.

Восприятие искусства - сложный процесс, разные стороны которого связаны так прочно, так глубоко обусловливают друг друга, что неразличимы в сознании воспринимающего субъекта. Сложность художественного восприятия детерминирована спецификой художественной информации, которая лежит за пределами непосредственного отражения. Таким образом художественное восприятие имеет две непременные стороны: перцептивную и интеллектуальную, где первая определяется задачами второй и подчиняется ей.

В восприятии научного текста интеллектуальная сторона настолько заслоняет перцептивную, что ею можно пренебречь. В художественном же восприятии индивидуальные особенности перцепции влияют на результаты интеллектуального постижения.

Восприятие формируется в результате практики и опыта: мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Об этом, например, свидетельствуют данные о поведении мальчика, найденного охотниками в 1799 году в лесах Аверона на юге Франции, который жил там один и идеально адаптировался к образу жизни животных. Его восприятие окружающей действительности было своеобразным: «При малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции». Таким образом, мальчик слышал то, чему был обучен и не воспринимал незнакомые ему звуки. Аналогичны данные и по зрительному восприятию. Так, восприятие слепорожденных в первые дни после удаления катаракты лишено всякого смысла, «а знакомые предметы они узнавали только на ощупь». Более того, окончательное суждение о предмете они выносили не по всей совокупности признаков.

Но если восприятие окружающей действительности связано с созданием ее образов в сознании воспринимающего субъекта, то в восприятии художественного произведения возникает свой художественный образ, имеющий сложные детерминанты, как со стороны художника, так и со стороны реципиента.

Понятие «художественный образ» выявляет особый тип образности и признается наиболее точным определением структуры искусства. В содержании художественного образа синкретически сплавлены познание, ценностное осмысление, проектирование и интенция. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в произведении искусства, воспринимается при активной работе воображения читателя-зрителя-слушателя. Художественные языки имеют целый ряд специфических особенностей: знаки художественных языков не столько значения, сколько выразительно-смысловые возможности, обладающие известной направленностью. В каждом художественном произведении знак художественного языка выявлен в своей уникальности. Особенности знаков художественного языка обусловливают и отсутствие словарей искусства, а путь овладения их выразительно-смысловыми возможностями ассоциативен. Процесс постижения смыслов художественного произведения детерминирован широтой и многообразием ассоциативных связей психики воспринимающего субъекта.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Анализ программных требований к формированию умений решать текстовые задачи
Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия, математизироват ...

Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста
Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром. Диагностика было проведена на учащихся группы про ...

Наблюдения за млекопитающими
Большей частью они бывают случайными. Гораздо чаще отмечаются следы деятельности млекопитающих. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни животных можно лишь при условии частого посещения участка, где они в этот период находятся. Начало гона отмечают, когда на снегу появляютс ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru