Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура

Новое о образовании » Педагогическая психология » Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура

Страница 2

Каковы же основополагающие положения теории учебой деятельности и какое они имеют отношение к педагогике и психологии высшей школы?

Прежде всего, преподаватель психологии, работающий в любой ее прикладной отрасли, должен знать основные принципы, что необходимо для правильного построения методики преподавания, в которой учитываются закономерности усвоения знаний. Можно утверждать, что психолог учит всю жизнь (учит людей правильному отношению к житейским проблемам, консультирует по поводу обучения школьников и др.), поэтому он не может игнорировать закономерности учебной деятельности, если хочет иметь положительные результаты.

В трактовке "классической" советской педагогики и психологии - это "ведущая деятельность в младшем школьном возрасте", "особая форма социальной активности".

В трактовке Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.

Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Это понятие введено и конкретизировано Д.Б. Элькониным. Он подчеркивал, что учебная задача - это любая практическая задача, в процессе решения которой открывается обобщенный способ решения этой и всех однотипных задач. Учебная задача может считаться по-настоящему решенной только тогда, когда в субъекте произошли заранее заданные изменения (т.е. он открыл и осознал способ ее решения).

В процессе учебной деятельности, согласно В.В. Давыдову, младшие поколения осваивают культурно-исторический опыт, созданный предшествующими поколениями. Этот опыт не может быть механически присвоен или перенесен в их сознание. Необходима специальная организация работы по его "присвоению". Учебная деятельность учащихся воспроизводит работу тех, кто впервые создавал исследуемый продукт. Поэтому типичной для учения является "задачная ситуация". А.Н. Леонтьев писал, что для овладения продуктом человеческой деятельности нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте. Эффект учебной деятельности - это непосредственный результат "деятельности самих учащихся, связывающей их с окружающим миром. Однако эта деятельность должна организовываться специалистами - педагогами, с которыми учащиеся сотрудничают в процессе ее осуществления.

Учебная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность - задача - мотивы - действия - операции.

Потребность проявляется в учебной деятельности как стремление учащегося к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области. Теоретические знания отражают законы и закономерности происхождения, становления и развития предметов определенной области. Их освоить можно лишь в процессе специально организованной учебно-теоретической деятельности, в то время как эмпирические знаний (житейские представления и понятия) приобретаются по ходу практической деятельности, т.е. вне специально организованного обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические. К социально-педагогическим можно отнести ...

Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...

Основные принципы и функции воспитательного процесса
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотрен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru