Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура

Новое о образовании » Педагогическая психология » Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура

Страница 3

Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебная задача, решая которую, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции. Мотивы учения бывают разными (внешними, внутренними), но основным специфическим мотивом для нее является познавательный интерес. Цель учебной деятельности усвоение теоретического знания.

Специфическим содержанием учебной деятельности является решение учебных задач. Более подробно остановимся на этом процессе. Целью решения практической (единичной) задачи является изменение в отдельном предмете. Это важно, но все-таки не является главным, если речь идет о задаче учебной. Решение учебной задачи ставит целью не сами изменения в предмете, хотя и они могут происходить, а овладение способом действий по внесению этих изменений. Так, ремонтируя радиоприемник, мастер сервисного центра, регулирует настройку звука, устраняя неисправность. Студент радиотехнического факультета в учебной лаборатории делает то же самое, но ему важно не только и не столько добиться устранения конкретной неисправности, но, прежде всего, овладеть способом устранения неисправностей данного типа. Он приобретает некую новую способность и тем самым изменяет свою личность, т.е. выступает как субъект учебной деятельности.

По всей вероятности, студенту недостаточно лишь один раз проделать эту работу, чтобы выступать в роли теле-радиомастера. Ведь практических задач очень много. И вот здесь возникает проблема: если каждую практическую задачу воспринимать как принципиально новую, то вообще можно так никогда и не стать мастером. Необходимо освоение и накопление обобщенных способов действий по решению подобных задач путем подведения их под общее теоретическое основание. В.В. Давыдов говорит о теоретическом отношении к действительности как результате и цели овладения содержанием учебной деятельности.

Специфика учебной задачи состоит как раз в том, что, решая ее, человек одновременно научается решению всех однотипных с нею задач (как бы разнообразны они ни казались), и способ решения становится обобщенным (пригодным для всех однотипных задач). Учащийся должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач, а преподаватель должен ввести ученика в ситуацию, которая сориентирует на этот общий способ решения во всевозможных частных и конкретных условиях.

"Задачный подход" применим не только в точных науках, как это часто полагают гуманитарии. В теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина осуществлены многочисленные эксперименты на материале всех предметов гуманитарного цикла. Для того, чтобы познавательные задачи (исторические, лингвистические и др.) можно было бы подвести под понятие "учебная задача", оно должны в своей совокупности составлять определенную систему, в которой их решение должно привести к изменению самого учащегося - сформировать у него соответствующие способности. Так, при изучении психологии, преподаватель может составить и предложить для решения серию задач на самые разнообразные психологические действия, поступки, поведение и сопроводить их вопросом: "Является ли это деятельностью?". Результатом должно стать усвоение понятия "деятельность". Кстати, как можно отличить деятельность от действия? (Для деятельности можно выделить специфический, собственный мотив, например, для учебной деятельности специфичен познавательный мотив, а не игровое отношение к действительности, т.е. получение положительных эмоций). В общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева действие всегда соотносится с целью (оно целесообразно).

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности
Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд ...

Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе
Воспитательные средства урока музыки Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах: § во-первых, о месте музыки в жизни человека § во-вторых, о роли музыки в воспитании па ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru