Сторонники "задачного подхода" утверждают, что нельзя по-настоящему овладеть научной дисциплиной, пока весь процесс обучения не превратится в систему решения учебных задач. Учебная деятельность должна состоять из систематического, а не эпизодического решения учебных задач по применению изучаемой теории к реальной действительности, если понимать под деятельностью сознательную активность самого учащегося, а не передачу ему готовых знаний преподавателем или из книги.
Сам процесс решения учащимся задачи - это и есть учебные действия, в которые входят следующие элементы:
а) постановка учебной задачи преподавателем перед учащимся или самим учащимся;
б) принятие задачи учащимся к решению;
в) преобразование учебной задачи с целью обнаружения в ней некоторого общего отношения изучаемого предмета (узнавание общего в данной конкретной задаче);
г) моделирование выделенного отношения (в математике это может быть составление, например, уравнения, а в психологии - составление схемы логики рассуждения с точки зрения деятельностного подхода;
д) преобразование этой модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде";
е) построение системы частных задач по данной проблеме, решаемых общим способом (такие задачи преподаватель может составить и предложить учащимся или сам учащийся может взять их из жизни);
ж) контроль за выполнения предыдущего действия, чтобы правильно перейти к последующему действию;
з) оценка (самооценка) успешности выполнения всех действий как результата усвоения общего способа решения учебной задачи (в психологии таким результатом может быть уверенное овладение способом рассуждения при решении творческих задач).
Последовательное выполнение всех означенных элементов каждого учебного действия и составляет в целом учебную деятельность студента.
Экспериментальные исследования учебной деятельности велись в научных школах, базирующихся на общепсихологической теории деятельности Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, И.И. Ильясовым, В.Я. Ляудис, а также в научной школе П.Я. Гальперина.Само понятие "учебная деятельность" появилось в психолого-педагогической литературе сравнительно недавно в связи с разработкой критериев качественной характеристики знаний школьников (научности, системности, обобщенности, прочности знаний и т.д.) и возникшей в связи с этим необходимостью рассмотрения целостной учебной деятельности, включающей в себя не только знания, умения и навыки, стоящие за ними приемы, действия и операции учеников с учебным материалом, но и принятие учеником учебной задачи, осуществление им самоконтроля, самооценки и др. Умение учиться - это умение самостоятельно выполнять учебную деятельность, что невозможно без сознательного принятия и творческого выполнения учебной задачи с обязательной рефлексией - самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий. Научиться учиться - значит, овладеть умением выполнять учебную деятельность, что является для любого учащегося, в том числе для студентов, важнейшей задачей.
Актуально о образовании:
Организация констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием. В экспериментальном изучении принимали участие 20 дошкольников. Эксперимент проводился в течение 8 месяцев (сен ...
Основные направления воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Оч ...
Особенности функций преподавателя
в учебном процессе с применением ПК
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко особенности реализации э ...