Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова

Страница 2

- Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 – 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

- Общий недостаток систем Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Под умениями одни авторы понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую- либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое- либо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. И.Ф.Харламов дает следующее определение умению: «умение- это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике».

Навык же им рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Авторы « Возрастной и педагогической психологии» под умением понимают такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.

К этим определениям психологический словарь добавляет следующее: « умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Е.П.Ильин считает, что признаком сформированности навыка (или умения) является качество действия, а не его автоматизация: ведь автоматизировать можно и неправильно выполняемое действие. Поэтому умение, по Ильину Е.П., это действие, выполненное определенным способом и с определенным качеством.

Отсюда можно сделать вывод, что осуществление контроля за учебной деятельностью – умение особое, так как в этом случае ученик осуществляет контроль как за ходом автоматизированных действий в изменяющихся условиях, т.е. контроль применения им умения и навыков. Е.П.Ильин отмечает два вида контроля за осуществлением действия: динамически (при интенсивном внимании) и тонически (при минимальной интенсивности внимания). Первый контроль больше связан с функцией слежения за программой действия .

Г.Хамблин в структуре умения контролировать учебную деятельность выделяет следующие компоненты: установка на результат; ориентация на правило, предписание требования учителей; планирование повторение. Кроме того, Г.Хамблин выделяет те области деятельности школьника, в которых следует формировать умение учиться. Первая- самостоятельная домашняя работа учащихся. Ее выполнение предполагает овладение приемами подготовки и оформления домашнего задания, способами активного учения, умения проверять сделанное и обобщать усвоенную информацию.

«Многие наблюдения и специальные эксперименты показывают,- пишет Л.Г.Трейтяк, - что один из эффективных путей укрепления учебных навыков- активная и разнообразная самостоятельная

Деятельность учащихся над материалом, организация этой деятельности- важный резерв методики обучения, рациональное использование его дает возможность поднять овладение учебным материалом на более высокий уровень» .

Иначе говоря, самостоятельная работа - средство, с помощью которого осуществляется закрепление умений и навыков, сформированных учителем на уроках. Умение контролировать учебную деятельность тесно связано с самостоятельной работой, так как от него, в большей степени, зависит качество выполняемой работы.

Общеизвестно, что залог прочности навыков – систематическое повторение пройденного. «Но известно и другое, - пишет В.П.Стрекозин, - самое уязвимое место в постановке учебного процесса. Овладение каждым школьником глубокими и прочными знаниями возможно при условии повседневной информированности учителя о результатах обучения. Только в этом случае можно своевременно устранить пробелы в знаниях и навыках учащихся, предупредить их отставание .

К.П.Свидерский в своей работе определил факторы, влияющие на успех самоподготовки и самоконтроля. Среди них важнейшим является сознательная деятельность каждого ученика на каждой минуте урока; время и характер закрепления учебного материала; обучение учащихся рациональным приемам работы с текстом учебника; формирование навыков само- и взаимоконтроля; наличие необходимых умений и навыков по данной теме; объем, инструктаж и индивидуализация домашнего задания.

Эффективность каждого вида самоконтроля определена в книге А.М.Зимичева «Учимся учиться». Пересказ своими словами – это первый критерий для оценки степени понимания, самого его наличия, а также способ его достижения. Изложение по памяти – письменное или устное вслух или про себя – дает возможность узнать, все ли уложилось в памяти, понятно ли основное содержание.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Сущность и функции эстетического сознания
В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма — содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармоническ ...

Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно-личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы ...

Методы развития познавательного интереса
Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием. Формирован ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru