Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности.
Известно, что метод представляет собой определенное построение деятельности в такой последовательности и такими средствами, которые приводят к желаемому результату и намеченной цели. Классификации методов и приемов различны.
Так, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин выделяют следующие основные методы обучения и содержания образования:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемное изложение;
частично-поисковый;
исследовательский.
И.Я. Лернер предлагает следующую классификацию методов:
1) информационно-рецептивный метод, в котором информация передается при помощи учебника, изложения илидокумента и в форме рассказа, лекции, экскурсии;
2) репродуктивный метод осуществляется в форме репродуктивной беседы или письменного воспроизведения, средства те же, что и в первом методе;
3) проблемное изложение, опирается на те же формы и те же средства, что и в информационно-рецептивном, но с другим содержанием информации;
4) эвристический метод предполагает эвристическую беседу, выполнение поисковых заданий с помощью учителя (в случае затруднений), построением педагогом корректирующих ситуаций. Средства используются те же;
5) исследовательский метод осуществляется при помощи тех же средств. Формой реализации служат исследовательские знания.
При этом большую роль играет стимулирование и поощрение личности, коллектива, группы, что активизирует их мотивационную сферу, а это, в свою очередь, влияет на деятельность. В своей деятельности педагог должен опираться только на положительные мотивы. По мнению психологов, от этого зависит внутреннее содержание и смысл задания для ребенка.
Ю.К. Бабанский выделяет две группы стимулирования и мотивации. К первой группе относятся методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии и т.п. Вторую группу составляют методы стимулирования долга и ответственности, такие как убеждение в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрение в учении, порицание.
Все перечисленные методы желательно применять в процессе творческой деятельности на разном уровне сложности как предметного содержания, так и процессуальной стороны обучения в зависимости от уровня владения детьми творческой деятельностью.
Таким образом, педагогу необходимо не только знать, но и уметь применять все разнообразие методов и приемов обучения художественному творчеству, что является теоретической предпосылкой для разработки условий, обеспечивающих эффективность процесса организации творческой деятельности детей в летнее время в оздоровительных центрах.
Актуально о образовании:
Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель, Р.В.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан). Тревожность – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Скло ...
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР
Целью формирующего эксперимента является решение проблемы по поиску эффективных средств формирования графо-моторных навыков для предупреждения нарушений письма. Формирующий эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев (октябрь 2010 – март 2011 г.). В эксперименте принимали участие дошкольники эксп ...
Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного
учреждения – основа организации деятельности управляющей системы
Организация в системе управления дошкольным учреждением направлена на формирование не только управляемой, но и управляющей подсистемы, разделение и кооперация труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне. Четкое, продуманное разделение и кооперация труда руководителей дошкольного у ...