Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников

Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности.

Известно, что метод представляет собой определенное построение деятельности в такой последовательности и такими средствами, которые приводят к желаемому результату и намеченной цели. Классификации методов и приемов различны.

Так, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин выделяют следующие основные методы обучения и содержания образования:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемное изложение;

частично-поисковый;

исследовательский.

И.Я. Лернер предлагает следующую классификацию методов:

1) информационно-рецептивный метод, в котором информация передается при помощи учебника, изложения илидокумента и в форме рассказа, лекции, экскурсии;

2) репродуктивный метод осуществляется в форме репродуктивной беседы или письменного воспроизведения, средства те же, что и в первом методе;

3) проблемное изложение, опирается на те же формы и те же средства, что и в информационно-рецептивном, но с другим содержанием информации;

4) эвристический метод предполагает эвристическую беседу, выполнение поисковых заданий с помощью учителя (в случае затруднений), построением педагогом корректирующих ситуаций. Средства используются те же;

5) исследовательский метод осуществляется при помощи тех же средств. Формой реализации служат исследовательские знания.

При этом большую роль играет стимулирование и поощрение личности, коллектива, группы, что активизирует их мотивационную сферу, а это, в свою очередь, влияет на деятельность. В своей деятельности педагог должен опираться только на положительные мотивы. По мнению психологов, от этого зависит внутреннее содержание и смысл задания для ребенка.

Ю.К. Бабанский выделяет две группы стимулирования и мотивации. К первой группе относятся методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии и т.п. Вторую группу составляют методы стимулирования долга и ответственности, такие как убеждение в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрение в учении, порицание.

Все перечисленные методы желательно применять в процессе творческой деятельности на разном уровне сложности как предметного содержания, так и процессуальной стороны обучения в зависимости от уровня владения детьми творческой деятельностью.

Таким образом, педагогу необходимо не только знать, но и уметь применять все разнообразие методов и приемов обучения художественному творчеству, что является теоретической предпосылкой для разработки условий, обеспечивающих эффективность процесса организации творческой деятельности детей в летнее время в оздоровительных центрах.


Актуально о образовании:

Освоения формы и содержания поведенческих актов
Важнейшей диагностической задачей для дефектологии на этапе развития является установление патогенетических корней коммуникативно-познавательного языкового недоразвития аномальных детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также обоснованное прогнозирование перспектив языкового развития дет ...

Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...

Определение детской художественно-познавательной деятельности
Традиции изучения художественно-творческого развития детей и подростков, сложившиеся в 20-е годы XX века на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой, были продолжены наиболее влиятельным представителем этой школы, профессором Б.П. Юсовым. У ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru