Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова

Страница 3

На этой ступени человек свободно владеет материалом.

Решение известных задач по- новому означает более высокий уровень понимания, когда возможно еще более свободное владение усвоенным. Материал уже может частично измениться, ведь познаны существенные моменты, выделено общее, из которого получаются различные частичные варианты .

Статья Г.Ф.Суворовой «приемы индивидуализации домашних заданий учащихся» также затрагивает проблему самоконтроля. «При самоконтроль,- пишет автор,- если учение затрудняется в чем- либо, надо повторно прочитать материал учебника, решением задач обязательно следует прочитать учебник и вспомнить, какие задачи и упражнения делали в классе, какими способами».

Для того, чтобы учащиеся придерживались этих правил, нужны тренировка (для выработки навыков и укрепления воли) и систематический контроль учителя. Опытные учителя не только разъясняют роль домашней работы в овладении знаниями, но и дают образец, показывают, как правильно выполнять домашние задания. Это своеобразные практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Учитель контролирует не только результат, но и сам процесс выполнения действий.

Известный педагог и психолог К.Б.Бардин в своей работе предлагает следующую методику формирования рассматриваемого умения:

1. Показать учащимся контролируемую функцию повторения.

2. Приучить сравнивать свою работу с образцом.

3. Обучать специально приемам самоконтроля.

4. На начальном этапе оказывать помощь в осуществлении контроля.

5. Довести до сознания учащихся, что первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа на уроке.

6. Учить более совершенным методам контроля: воспроизводить только логическую опорную схему материала.

7. Обратить внимание на то, чтобы у школьника постепенно складывались достаточно прочные устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.

Во всех случаях для формирования контроля большое значение имеет знание учениками требований к выполняемой работе в целом и по отдельным ее частям, а также и способом выполнения этой работы. Об этом учитель должен указывать при объяснений правил, даче задания и инструктажа к нему. В таких случаях по мере изучения материала у учащихся возрастают знания и по контролю, а в ходе упражнений формируются умения и привычка по его регулярному выполнению.

Умения контролировать свою работу играет большую роль в самостоятельной работе. Но учащиеся будут прибегать дома к этому приему лишь тогда, когда учитель на каждом уроке, на всех этапах учебной работы, повседневно будет приучать учащихся проверять свои работы, работы своих товарищей, рецензировать их выступление. Каждому учителю необходимо разрабатывать свою систему самых различных самостоятельных работ на уроках, чтобы иметь возможность упражнять учащихся в применений тех приемов самостоятельной работы, с которым они будут сталкиваться при выполнений домашних заданий. Особенно в этом плане значима организация на уроке различных видов самостоятельной работы с учебником, поскольку дома он для ученика - главный источник знаний.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Итак, изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.

В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля. Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль .

Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю.

Существует две точки зрения на уместность проведения контроля по результату. П.М.Эрдниев считает, что «проверка ответов любых упражнений всегда связана с творческим отношением решающего к содержанию задачи. При проверке смысловые связи выступают в новом сочетании, в новой последовательности, а запас знаний используется в иных связях и опосредованиях составляющих его элементов. Поэтому, проверяя решение того или иного упражнения, учащиеся активно повторяют ранее изученный материал».

Противоположной точки зрения придерживаются Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и некоторые другие исследователи. Они считают, что такая форма самоконтроля, как контроль по результату не затрагивает процессуальной стороны деятельности. Последовательность и полнота проделанных учащимися операций остаются вне этого контроля. «Контроль по результату не ставит перед учащимися задачи осознанного усвоения учебного действия» .

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Планирование имитационных экспериментов
Целью имитационных экспериментов является, возможно, более глубокое изучение моделируемых систем при ограниченных затратах. С этой целью необходимо планировать и проектировать не только модель системы, но и процесс проведения экспериментов с ней. В практике имитационных исследований наиболее распро ...

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Системы и структуры воспитательного процесса
Процесс воспитания — сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый э ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru