Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 1

Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.

· методика №1 «Классификация понятий»,

· методика № 2 «Подбор антонимов»

· методика №3 «Подбор синонимов»,

· методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»

· методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»

Методика №1. «Классификация понятий».

Цель: изучить классификацию семантически близких предметов.

Материал для исследования: 12 картинок с изображением диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.

Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.

Оценка результатов:

В протоколе отмечается правильность обобщения каждой группы: дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые.

Критерии оценки (для всех методик):

4 балла – все задания выполнены правильно

3 балла – задания выполнены в пределах 75 %

2 балла – задания выполнены в пределах 50 %

1 балл – задания выполнены в пределах 25%

0 баллов – задания не выполнены.

Методика № 2. «Подбор антонимов»

Цель: Исследовать называние слов с противоположным значением (существительных, прилагательных, глаголов)

Материал для исследования: слова с противоположным значением утро, горе, шум, холодный, тонкий, трусливый, говорить, поднимать, любить.

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь наоборот, например, день - ночь». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.

Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов с противоположным значением: «+» — если подобранное слово является антонимом заданному. «-»— не соответствует

Методика №3 «Подбор синонимов к словам»

Цель: Исследовать актуализацию слов – синонимов.

Материал для исследования: слова различных частей речи: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопится.

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, по смыслу. Всего предъявляют 10 слов.

Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов синонимов: «+» — если подобранное слово является синонимом к заданному. «-»—не соответствуют семантическому полю.

Методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»

Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.

Фрукты – овощи (какие?)

Кошка - собака (что делают?)

Дождь и снег (что делают?)

Сидит – стоит (кто?)

Льется - журчит (что?)

Шумит – дует (что?)

Светит – греет (что?) Одевается – обувается (кто?)

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, дерево и цветок что делают? – растут»

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии
Постановка этой проблемы в отечественной педагогике и психологии принципиально отлична. Как по своей социальной целенаправленности, так и по диалектико-материалистическому пониманию процессов развития личности ребенка. В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и раз ...

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru