Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.
· методика №1 «Классификация понятий»,
· методика № 2 «Подбор антонимов»
· методика №3 «Подбор синонимов»,
· методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
· методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Методика №1. «Классификация понятий».
Цель: изучить классификацию семантически близких предметов.
Материал для исследования: 12 картинок с изображением диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.
Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.
Оценка результатов:
В протоколе отмечается правильность обобщения каждой группы: дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые.
Критерии оценки (для всех методик):
4 балла – все задания выполнены правильно
3 балла – задания выполнены в пределах 75 %
2 балла – задания выполнены в пределах 50 %
1 балл – задания выполнены в пределах 25%
0 баллов – задания не выполнены.
Методика № 2. «Подбор антонимов»
Цель: Исследовать называние слов с противоположным значением (существительных, прилагательных, глаголов)
Материал для исследования: слова с противоположным значением утро, горе, шум, холодный, тонкий, трусливый, говорить, поднимать, любить.
Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь наоборот, например, день - ночь». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов с противоположным значением: «+» — если подобранное слово является антонимом заданному. «-»— не соответствует
Методика №3 «Подбор синонимов к словам»
Цель: Исследовать актуализацию слов – синонимов.
Материал для исследования: слова различных частей речи: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопится.
Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, по смыслу. Всего предъявляют 10 слов.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов синонимов: «+» — если подобранное слово является синонимом к заданному. «-»—не соответствуют семантическому полю.
Методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.
Фрукты – овощи (какие?)
Кошка - собака (что делают?)
Дождь и снег (что делают?)
Сидит – стоит (кто?)
Льется - журчит (что?)
Шумит – дует (что?)
Светит – греет (что?) Одевается – обувается (кто?)
Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, дерево и цветок что делают? – растут»
Актуально о образовании:
Технологии интегрированного обучения
Прочитав ряд статей (вторая глава реферата), ознакомившись с «Концепцией модернизации школы», становится очевидным, что идея нового подхода к содержанию образования – формирование Личности, обладающей духовно-нравственным потенциалом. Именно с этой целью мы проводим в нашей школе литературно-музыка ...
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля ...
Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие
учителя и учеников при
компьютерном обучении
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из не ...