Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 1

Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.

· методика №1 «Классификация понятий»,

· методика № 2 «Подбор антонимов»

· методика №3 «Подбор синонимов»,

· методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»

· методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»

Методика №1. «Классификация понятий».

Цель: изучить классификацию семантически близких предметов.

Материал для исследования: 12 картинок с изображением диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.

Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.

Оценка результатов:

В протоколе отмечается правильность обобщения каждой группы: дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые.

Критерии оценки (для всех методик):

4 балла – все задания выполнены правильно

3 балла – задания выполнены в пределах 75 %

2 балла – задания выполнены в пределах 50 %

1 балл – задания выполнены в пределах 25%

0 баллов – задания не выполнены.

Методика № 2. «Подбор антонимов»

Цель: Исследовать называние слов с противоположным значением (существительных, прилагательных, глаголов)

Материал для исследования: слова с противоположным значением утро, горе, шум, холодный, тонкий, трусливый, говорить, поднимать, любить.

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь наоборот, например, день - ночь». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.

Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов с противоположным значением: «+» — если подобранное слово является антонимом заданному. «-»— не соответствует

Методика №3 «Подбор синонимов к словам»

Цель: Исследовать актуализацию слов – синонимов.

Материал для исследования: слова различных частей речи: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопится.

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, по смыслу. Всего предъявляют 10 слов.

Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов синонимов: «+» — если подобранное слово является синонимом к заданному. «-»—не соответствуют семантическому полю.

Методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»

Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.

Фрукты – овощи (какие?)

Кошка - собака (что делают?)

Дождь и снег (что делают?)

Сидит – стоит (кто?)

Льется - журчит (что?)

Шумит – дует (что?)

Светит – греет (что?) Одевается – обувается (кто?)

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, дерево и цветок что делают? – растут»

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...

Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...

Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках труда
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru