В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологии обучения химии. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе.
Технология обучения химии – это особый вид методики обучения химии, который предусматривает:
тщательно продуманный модель учебного процесса, отражающий четко сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат;
систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности, т.е. воспроизводимую в сходных условиях школьной действительности, минимально зависимую от индивидуальности учителя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха;
достаточно точный временной режим;
диагностика достигнутости промежуточных и конечных результатов.
Если проанализировать любую технологию, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения, отобранные с помощью длительных предварительных обсуждений дидактических единиц содержания. Особенность технологии в том, что все это соединено вместе и завязано в жесткую, строгую систему. Технология обучения возникает как результат накопления методического опыта многих учителей.
Таким образом, для любой технологии обучения характерно специфическая обработка содержания и жесткая организация учебного процесса. В настоящее время учителя предпочитают такие технологии, которые обеспечивают формирование и развитие личности ребенка, его мышления, речи, самостоятельности, мотивационной сферы, побуждающей к активной познавательной деятельности, к общению в процессе обучения. Как справедливо заметила Р.Г. Иванова: "… все они (технологии) имеют много общего, а именно: целенаправленность на максимальное обеспечение развития личности школьника".
Г.К. Селевко предлагает обширную обобщающую классификацию технологий обучения, созданную за последнее время учеными-методистами и учителями-новаторами. В этой классификации нашлось место и традиционному обучению, и новейшим технологиям обучения.
Технологии обучения классифицируются:
по организационным формам (коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и др.);
по доминирующему методу обучения (программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение, обучение на основе соревнования, опережающее обучение и др.);
по адресной направленности (для одаренных детей, для трудных детей, для классов коррекции и т.д.);
по характеру обучения между учителем и учеником (технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.д.).
Актуально о образовании:
Теория решения изобретательских задач – Триз
Триз — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель Триз: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации м ...
Конструкция асинхронных двигателей с фазным ротором
Конструкция асинхронной машины с контактными кольцами представлена на рисунке 6. Двигатели этого типа отличаются от короткозамкнутых только устройством ротора. Статор двигателя может иметь те же разновидности конструктивных исполнений, что и в короткозамкнутом двигателе. Статор двигателя по рис. 6 ...
Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной
самостоятельности
Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности. Центральной, если не гл ...