Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно – развивающем обучении

Страница 3

К сожалению, кроме явных положительных сторон использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевой патологией, существуют некоторые сложности, связанные с этапами внедрения и применения информационных компьютерных технологий. В коррекционно-развивающей деятельности применение компьютера может осуществляться в трех разных формах:

тренажер;

репетитор, выполняющий определенные функции за учителя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек;

устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Все три формы играют важную роль в обучении. Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены. Очевидно, что в первых двух формах компьютер выступает лишь как средство количественного усиления функций преподавателя, повышения скорости обмена информацией между педагогом и учащимся, оперативности принятия решений и т.п. И именно эти возможности пытаются, прежде всего, использовать во всем мире в процессе информатизации обучения. Однако, качественного изменения ситуации в образовании они не дают и принципиально не могут дать, поскольку те же самые результаты, иногда даже с меньшими затратами временных, человеческих и финансовых ресурсов, могут дать и реально дают традиционные формы, методы и средства обучения. Чаще всего одним из преимуществ компьютерного обучения называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Тотальная индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагогов и учащихся. Учащиеся, тем более с речевыми нарушениями, не имеют достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли. А без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению диалогично, а, следовательно, эффективность преодоления речевых дефектов не выйдет за рамки элементарного оперирования набором стандартных символов.

Другая опасность: свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм. Важнейшая задача образования в век информации - обучение коммуникационным навыкам. Необходимо в полной мере решать задачи обучения технике межличностной коммуникации и работе в малых группах, формирования у школьников умений коллективно выполнять социально значимые действия.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе коррекционно-развивающего обучения, к самостоятельным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации семиотической системы. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию. Возникает серьезная, многоаспектная проблема выбора стратегии применения компьютера в образовании, которая бы позволила использовать все огромные преимущества информационных компьютерных технологий и избежать потерь, которые неизбежно скажутся на качестве формирования личности ребёнка с точки зрения его социальной компетентности, гражданской позиции и нравственного облика человека. В традиционном обучении, в логику которого повсеместно пытаются включить компьютер, наметился явный разрыв между внешне заданными требованиями формирования всесторонне развитой личности ребенка и внутренней логикой работы учащихся с учебным предметом как знаковой системой. Компьютерное обучение без соответствующей методологической и психолого-педагогической работы по формулированию принципиально новой педагогической системы, в которую органично вписывались бы компьютеры с их огромными возможностями, приводит лишь к увеличению этого разрыва. Заставляя обучающихся усваивать абстрактные по своей природе знания, выступающие как знаковые, семиотические системы вне "контекста жизни и деятельности" (С.Л.Рубинштейн), мы вольно или невольно искажаем методологически верное положение об опосредствованности знаком развития психики и сознания человека попытками прямо обусловить знаком это развитие. Информация, знаковая система только тогда становятся знанием, когда они не только усваивается, "записываются" в соответствующих структурах мозга, но и используется для регуляции определенных действий, ориентировочной основой, средством регуляции которых они являются. Можно сказать, что усвоение знаний необходимо осуществлять в контексте выполнения действий и, наоборот - выполнение действий должно проводиться в контексте их теоретической основы. В этом, состоит одно из преимуществ метода поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызина и их сотрудников).

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Педагогические принципы М. Монтессори
Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих предметов, - мы это называем интуитивным чтением. Заметим, что он их может прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным алфавитом? Нет. Интуитивное чтение происходит ...

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru