В сотворчестве исследователи выделяют две позиции управления творчеством:
овладение элементарными действиями, алгоритмами, через создание соответствующих моделей разнообразных творческих решений;
создание наиболее благоприятных условий его протекания и соответствующей психологической атмосферы, стимулирующей личность.
Учет первого и второго подходов к организации творческой деятельности позволяет овладеть творчеством. Здесь без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Основной задачей педагога при этом является организация и создание условий для развития творческой деятельности детей.
Главные принципы педагогики сотрудничества: оптимизм и гуманизм. Педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, С.И. Лысенкова и др. подчеркивают, что достичь высоких результатов в обучении и воспитании возможно при максимальном учете интересов обучающихся, предоставления им свободного выбора, принятие их такими, какие они есть.
Важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других людей.
Существует множество приемов создания творческой атмосферы:
первоначально давать легко доступные творческие задания;
проявлять интерес к действиям учеников;
признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
строить предположения на неограниченных данных;
соотносить на первый взгляд несоотносимое;
не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.
Актуально о образовании:
Метод диалогического изложения
Метод диалогического изложения
представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятель ...
Структура процесса творческой деятельности
Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы. Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц ...
Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников
на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...