В сотворчестве исследователи выделяют две позиции управления творчеством:
овладение элементарными действиями, алгоритмами, через создание соответствующих моделей разнообразных творческих решений;
создание наиболее благоприятных условий его протекания и соответствующей психологической атмосферы, стимулирующей личность.
Учет первого и второго подходов к организации творческой деятельности позволяет овладеть творчеством. Здесь без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Основной задачей педагога при этом является организация и создание условий для развития творческой деятельности детей.
Главные принципы педагогики сотрудничества: оптимизм и гуманизм. Педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, С.И. Лысенкова и др. подчеркивают, что достичь высоких результатов в обучении и воспитании возможно при максимальном учете интересов обучающихся, предоставления им свободного выбора, принятие их такими, какие они есть.
Важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других людей.
Существует множество приемов создания творческой атмосферы:
первоначально давать легко доступные творческие задания;
проявлять интерес к действиям учеников;
признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
строить предположения на неограниченных данных;
соотносить на первый взгляд несоотносимое;
не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.
Актуально о образовании:
Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято "Положение о начальных училищах", утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ ...
Практические рекомендации по развитию режиссерской игры у детей в дошкольном
учреждении
Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальны ...
Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района
В настоящее время разработана концепция областной программы «Здоровье - XXI век». Программа рассчитана до 2005 года. В ней отражено то, что главная задача здорового образа жизни — не столько правильное питание, полноценный отдых, спорт и борьба со стрессами, сколько убеждение каждого человека, преж ...