Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности

Новое о образовании » Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по художественному труду » Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности

Страница 2

найти эффективные формы организации художественно-творческих занятий в процессе дополнительного образования.

К эффективным условиям можно отнести следующие:

1) построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;

2) создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.

В построении учебного процесса необходимо учитывать основы народной педагогики, народного искусства, эстетики. Так, К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

Одним из первых к проблемам народной педагогики обраттился этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов'. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность применяемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. Наиболее полно и всесторонне проблемы народной педагогики исследовал Г.Н. Волков, работы которого вышли далеко за пределы региональной чувашской народной педагоги и сыграли большую роль в формировании концепции на родной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания. В рассмотренных исследованиях сделана попытка определить предмет, цель и задачи народной педагогики. Г.Н. Волков считает, что народная педагогика - это «совокупность и взаимозависимость целей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых в целях привития личности качеств, желательных народу». Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию.

Народная педагогика имеет единую основу, опираясь на общепринятые, общечеловеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет, реализует эти общие идеи и знания, исходя из национальных обычаев и традиций данного народа.

Искусство народа дошло до наших времен в виде изобразительных, фольклорных эквивалентов, сказок, поверий, пословиц, ритуалов, музыки, песен, предметов декоративно-прикладного искусства и графической символики. Задача педагогической науки состоит не только в том, чтобы расширить границы понимания кодовых значений народного искусства и культуры, а также развить и воспитать творческую личность.

В процессе гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это определенная возможность приблизиться к прошлому, ощутить цепочку преемственности поколений, народов и эпох. Народное искусство благодаря своей емкости представляет интерес не только с художественной, но и с научной педагогической точек зрения. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры личности.

В развитии и воспитании творческой личности важным элементом является народная эстетика, также вбирающая в себя многовековые традиции. По словам Н.С. Гумилева, «важно обращать внимание на народные песни, религиозные обряды, на танцы - словом, на все то, что так или иначе связано с искусством, потому что только искусство позволит понять характер народа». Поэтому народное искусство и народная эстетика как никакие другие виды учебно-творческой деятельности позволяют воспитывать в будущих поколениях определенную культуру восприятия материального мира, развивать художественно-творческую деятельность, обеспечить готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовым чувствовать диалог культур разных времен и народов.

Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры, вновь с интересом обращаемся к опыту народной педагогики, эстетики, ее мудрости и убеждаемся, что и сейчас народное творчество, педагогика ненасилия могут помочь воспитать в личности искренние чувства любви к природе, привязанность к родной культуре.

Второе условие - создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и творческую атмосферу. Проблемы сотворчества разрабатываются в отечественной педагогике и психологии преимущественно в контексте идей сотрудничества (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Б.П. Никитин, В.А. Сухомлинский, В.С. Шубинский и другие). Сотрудничество, выступая необходимым условием сотворчества, не определяет, полностью его специфики. Различия здесь не только в характере решаемых задач, но и в особенностях позиций субъектов взаимодействия. Так, в ситуациях сотрудничества личность может выступать как исполнитель.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...

Анализ и интерпретация результатов опытного обучения умений решать текстовые задачи
С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности умений младших школьников решать задачи нами был проведен контрольный эксперимент, позволяющий выявить эффективность внедренных методических приемов и форм работы в исследуемом направлении ...

Система работы по развитию творческих способностей на формирующем этапе эксперимента
Задачи экспериментальной работы: -исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников; -организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента; -организация творческой деятельности ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru