Определение детской художественно-познавательной деятельности

Страница 2

Л.С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное - из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он говорил, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве происходит «глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».

Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Он замечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и развитие.

Весьма существенно замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное - перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство - главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенность особенностью воображения».

Также В.В. Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел - это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и поглощения замысла».

В исследованиях психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой, А.В. Запорожца, О.М, Дьяченко) выделяются и анализируются два вида воображения - «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам. Первый вид связан с отражением объективного мира, как такового, а второй - с отражением собственных переживаний своего «Я». Эти идей важны для понимания своеобразия детской художественной деятельности.

Так, по данным О.М. Дьяченко, дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. А это значит, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие - так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

При любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, ребенок может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы оно позволило ему выразить свое состояние, значимый для него смысл ситуации или предмета. Таким образом, превалирующий вид изображения влияет на характер рисунка (аппликации): на степень его полноты, детализированности, на смысловые акценты, которые расставляет школьник.

Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением, причем в любом возрасте.

По данным О.П. Дьяченко, дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А ребенок с «эмоциональным» воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью.

Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги должны более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у младшего школьника (особенно с «эмоциональным» воображением), организовать индивидуальною работу с детьми в момент реализации их замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе.

В работе с детьми с превалирующим «познавательным» воображение следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ.

Можно сказать, что процесс творческого развития беспрерывен. Однако для полноценной реализации этих возможностей важно создать условия.

Одним из основных условий развития творческой личности является широкий подход к решению проблемы. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни младшего школьника и во всех видах деятельности.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в школе и в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагога и родителей в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный учителем процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Домашняя работа учащихся как фактор развития самостоятельности
Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особе ...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного возраста, обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи. С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержани ...

Посещение занятий педагога-логопеда
Логопедическое занятие по теме: "Звук л" Этап: автоматизация звука в словах. Цели: закреплять правильное произношение звука л в словах; развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза); развитие внима ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru