Особенности развития и воспитания старших школьников

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка » Особенности развития и воспитания старших школьников

Страница 1

Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого воз­раста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональ­ность в развитии конечностей и туловища. Увеличива­ется относительный объем груди. Выравнивается соотно­шение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосу­дистой системы. Повышается мышечная сила, возраста­ет физическая работоспособность, а координация движе­ний по своим качествам приближается к состоянию взрос­лого человека. В основном заканчивается половое созре­вание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это ска­зывается на поведении старшеклассников. Они отлича­ются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обус­ловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие не­рвной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувствен­ной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraktion — мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб­же понять сущность и причинно-следственные связи изу­чаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размыш­лений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятель­ность, стремление к сравнениям, а присущая подрост­кам категоричность суждений уступает место гипотети­ческим предположениям, необходимости понять диалек­тическую сущность изучаемых явлений, видеть их про­тиворечивость, а также те взаимосвязи, которые суще­ствуют между количественными и качественными изме­нениями. Но все эти особенности мышления и познава­тельной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют дол­жной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тен­денция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в на­учно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предме­тов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.

Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познава­тельных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении зна­ниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет мож­но только при условии оказания им своевременной и дей­ственной помощи в учебе и повышении качества успева­емости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулиру­ют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных трудов и художе­ственных произведений. Отдельные из них ведут в спе­циальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, тер­минов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, глубоко разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...

Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...

Дети подготовительной к школе группы
На занятиях по математике закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми). Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru