Проанализировав методическую литературу, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективной в области развития метапредметных результатов является система развивающего обучении Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, так как в ней представлено наибольшее количество различных методов и приемов изучения таблицы умножения.
Рассмотрев суть метапредметных результатов образования и приемы изучения таблицы умножения, мы можем придти к выводу, что в современном образовании не достаточно средств для формирования универсальных учебных действий.
Цель: определить наличие проблемы в формировании метапредметных результатов при изучении темы «Таблица умножения».
Для сбора и анализа проблемы была проведена беседа с учителем с целью выявления использования педагогами различных форм, способов формирования метапредметных результатов.
Исследование 1. Беседа с учителем.
Цель: выявить различные формы, способы формирования метапредметных результатов в начальной школе.
Целевая аудитория: преподаватель начальных классов МОУ «Лицей №3». (См. Приложение №1) Зыбина Марина Валерьевна.
Педагогу было предложено ответить на несколько вопросов. Вопросы были открытого типа. Анализ беседы показал следующие результаты.
На вопрос: «В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО предъявляются требования к формированию метапредметных результатов. Как Вы понимаете данное словосочетание?» учитель ответил так: «Это определенные результаты, умения и навыки, полученные в ходе образовательного процесса на базе одного или нескольких учебных предметов, и применяемые в реальных жизненных ситуациях».
На вопрос: «Содержание каких школьных предметов способствует формированию метапредметных результатов?» учитель ответил так «На мой взгляд, для достаточно полного развития метапредметных результатов, необходимо использовать методы и приемы, направленные на их формирование на большинстве предметов учебной программы».
На вопрос: «Какие метапредметные результаты можно формировать на уроках математики?» учитель ответил так: «На уроках математики есть возможность организовать работу по развитию большинства метапредметных результатов, но эффективнее всего, на мой взгляд, развиваются оценочные умения, умение контролировать свою работу, а так же коммуникативные умения».
На вопрос: «Как можно формировать метапредметные умения на примере одной узкой предметной темы таблицы умножения?» учитель ответил так «На мой взгляд, для формирования метапредметных умений и навыков в первую очередь необходимо использовать различные формы и приемы работы».
Исходя из ответов учителя, можно сделать вывод, что тема метапредметности в современном образовании для педагога нова и не до конца раскрыта. Об этом говорит, то, что педагог не назвал ни одного метода формирования метапредметных результатов в начальной школе.
Следовательно мы можем сделать вывод, что в данном классе существует проблема формирования метапредметных результатов.
Цель: определить наличие и частоту использования заданий, формирующих метапредметные результаты (познавательные и регулятивные) при изучении темы «Таблица умножения» и провести сравнительный анализ частоты использования заданий направленных на метапредметные результаты.
Таблица 1
Частота использования заданий направленных на формирование регулятивных умений
Метапредметные результаты |
В.Н. Рудницкая |
Э.И. Александрова |
И.И. Аргинская |
Планирование |
+ (0,3 %) |
+ (5,7 %) |
+(1,6%) |
Коррекция |
+ (0,8 %) |
+ (3,2 %) |
+(1,3%) |
Оценка |
+ (1,1 %) |
+ (3,2 %) |
+(2,1%) |
Саморегуляция |
- |
+ (2,5%) |
- |
Всего: |
2,2% |
14,6% |
5% |
Актуально о образовании:
Игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, раз ...
Сущность и содержание исправления осужденных
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбы ...
Сущность, задачи, система эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическо ...