Социальный аспект формирования исследовательской компетенции старшеклассников в обучении английскому языку

Новое о образовании » Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий » Социальный аспект формирования исследовательской компетенции старшеклассников в обучении английскому языку

Страница 3

Сегодняшнее общество ждет от выпускников и учащихся ряда определенных необходимых качеств, которые были бы для них основополагающими и помогли в будущей профессии. К основным качествам следует отнести:

– общий уровень развития и базовые знания;

– умение применять на практике полученные знания, умения и навыки;

– умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

– умение и желание постоянно развиваться;

– способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе на основе накопленного опыта;

– способность мыслить системно, умение обрабатывать большой объем информации и выделять оттуда главное;

– способность принимать правильные решения;

– нацеленность на карьеру, целеустремленность, персональная ответственность, адекватность самооценки как специалиста;

– самостоятельность мышления, оригинальность, самоконтроль;

– способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

– готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

– способность командной работы с коллективом.

Различные требования, предъявляемые современной жизнью к индивидам и обществу, делают насущным развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни. Социальная значимость исследовательской деятельности, в первую очередь, предполагает умения обоснованно излагать свои мысли, самостоятельно принимать решения, действовать на фоне сложного, взаимосвязанного и подверженного конфликтам окружения, контролировать свои поступки, основанные на собственных чувствах, мыслях и ценностях, проявлять свое желание, отношение и показывать значимость исследования, как в индивидуальном, так и в социальном плане. Успешные результаты познавательной активности достигаются только тогда, когда учащийся осознает себя в качестве субъекта исследовательской деятельности, когда он грамотно планирует и осуществляет действия для решения проблемных задач.

Одним из важных психологических факторов, влияющих на развитие исследовательских способностей человека, многие ученые-психологи (В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова и др.) считают формирование самостоятельности и инициативности, способности преодоления стереотипов. Психологическая свобода, необходимая для исследовательской деятельности, способствует пониманию себя и окружающих объектов и явлений. Здесь немаловажную роль играет необходимость высокого уровня самооценки, чтобы учащийся мог осуществлять свои идеи, а не только ждать их реализации от преподавателя. Нужно не только обладать творческим потенциалом, но также и хорошо осознавать его объем.

Познавательная деятельность учащихся выступает главным условием развития у них любознательности, активной жизненной позиции, инициативы, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Все эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Говоря о социальном аспекте формирования исследовательской компетенции, мы считаем нужным упомянуть и о возрастном аспекте. Для старшеклассников исследовательская компетенция является особенно важным компонентом развития личности, поскольку вскоре они становятся абитуриентами и переходят на следующую ступень образования. В этом возрасте учащиеся более разумно и умело подходят к выбору дальнейшего образования, становятся самостоятельными, у них повышается активность и интерес к выбору своей будущей профессии. Д.И. Фельдштейн отмечает, что такое стремление к самостоятельному поиску знаний, стремление к творчеству, включение в ситуацию выбора профессии связано «с формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование». По мнению А.В. Брушлинского по мере взросления все большее место в жизни человека занимает «саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям как основанию развития, через которые и действуют все внешние причины и влияния» . Учитывая это, можно утверждать, что рассмотренные качества личности старшеклассника занимают ключевое положение в структуре исследовательской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе
Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной ос ...

Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза
Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теори ...

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru