Сегодняшнее общество ждет от выпускников и учащихся ряда определенных необходимых качеств, которые были бы для них основополагающими и помогли в будущей профессии. К основным качествам следует отнести:
– общий уровень развития и базовые знания;
– умение применять на практике полученные знания, умения и навыки;
– умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
– умение и желание постоянно развиваться;
– способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе на основе накопленного опыта;
– способность мыслить системно, умение обрабатывать большой объем информации и выделять оттуда главное;
– способность принимать правильные решения;
– нацеленность на карьеру, целеустремленность, персональная ответственность, адекватность самооценки как специалиста;
– самостоятельность мышления, оригинальность, самоконтроль;
– способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
– готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
– способность командной работы с коллективом.
Различные требования, предъявляемые современной жизнью к индивидам и обществу, делают насущным развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни. Социальная значимость исследовательской деятельности, в первую очередь, предполагает умения обоснованно излагать свои мысли, самостоятельно принимать решения, действовать на фоне сложного, взаимосвязанного и подверженного конфликтам окружения, контролировать свои поступки, основанные на собственных чувствах, мыслях и ценностях, проявлять свое желание, отношение и показывать значимость исследования, как в индивидуальном, так и в социальном плане. Успешные результаты познавательной активности достигаются только тогда, когда учащийся осознает себя в качестве субъекта исследовательской деятельности, когда он грамотно планирует и осуществляет действия для решения проблемных задач.
Одним из важных психологических факторов, влияющих на развитие исследовательских способностей человека, многие ученые-психологи (В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова и др.) считают формирование самостоятельности и инициативности, способности преодоления стереотипов. Психологическая свобода, необходимая для исследовательской деятельности, способствует пониманию себя и окружающих объектов и явлений. Здесь немаловажную роль играет необходимость высокого уровня самооценки, чтобы учащийся мог осуществлять свои идеи, а не только ждать их реализации от преподавателя. Нужно не только обладать творческим потенциалом, но также и хорошо осознавать его объем.
Познавательная деятельность учащихся выступает главным условием развития у них любознательности, активной жизненной позиции, инициативы, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Все эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Говоря о социальном аспекте формирования исследовательской компетенции, мы считаем нужным упомянуть и о возрастном аспекте. Для старшеклассников исследовательская компетенция является особенно важным компонентом развития личности, поскольку вскоре они становятся абитуриентами и переходят на следующую ступень образования. В этом возрасте учащиеся более разумно и умело подходят к выбору дальнейшего образования, становятся самостоятельными, у них повышается активность и интерес к выбору своей будущей профессии. Д.И. Фельдштейн отмечает, что такое стремление к самостоятельному поиску знаний, стремление к творчеству, включение в ситуацию выбора профессии связано «с формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование». По мнению А.В. Брушлинского по мере взросления все большее место в жизни человека занимает «саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям как основанию развития, через которые и действуют все внешние причины и влияния» . Учитывая это, можно утверждать, что рассмотренные качества личности старшеклассника занимают ключевое положение в структуре исследовательской деятельности.
Актуально о образовании:
Конкретные приемы развития у учащихся мотивации учения
Рассмотрим конкретные приемы создания перечисленных условий, обеспечивающих развитие у учащихся мотивации учения, сохраняя указанный выше порядок и нумерацию. 1. Очень важно, чтобы в изучении химии как учебного предмета учащиеся усматривали не только ознакомление с основами определенной науки. Они ...
Развитие значения слова
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов: - грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетани ...
Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х гг
В 1988 году при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК). В него вошли и сотрудничали с ним многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьни ...