Проблема формирования учебной деятельности

Новое о образовании » Формирование учебной деятельности учащихся » Проблема формирования учебной деятельности

Страница 9

6) какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?

7) развитию каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, потребность в познавательном общении)?

8) удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?

9) что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?

10) учитывалось ли различие учащихся по основным качествам мотивационной сферы?

Приведенные и подобные им программы анализа деятельности педагога позволяют судить о том, насколько целенаправленной в рассматриваемом аспекте была его деятельность. Такие программы обусловливают рефлексию педагогом своего взаимодействия с учащимися, то есть ориентируют на постоянное осмысление своих действий или действий учащихся.

Наряду с анализом деятельности педагога полезно иметь обобщенное представление об индивидуальности каждого учащегося. Приведем примерную схему психолого–педагогического портрета индивидуальности и личности школьника:

· общие сведения об ученике (Ф.И., возраст, класс);

· информация о семье (состав, место работы родителей, жилищные условия, интересы членов семьи, взаимоотношения, воспитательное влияние семьи);

· состояние здоровья, физическое развитие (краткие сведения о физическом развитии в предыдущие годы);

· краткая характеристика индивидуальных способностей ребенка (особенности развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой и экзистенциальной сфер);

· каков уровень обученности (низкий, средний, высокий);

· каков уровень развития учебно-познавательных умений;

· каким учебным предметам отдает предпочтение;

· преобладающие мотивы учебной деятельности;

· каков уровень самоуправления (степень самостоятельности в организации учебной и внеучебной деятельности);

· каков уровень тревожности (степень отрицательных переживаний по поводу ожидаемых событий);

· каков уровень самооценки (степень соответствия представлений о себе своему идеалу);

· отношение к общественной работе и труду;

· интересы и склонности во внеучебное время;

· основные черты характера (настойчивость, решительность, самостоятельность, выдержка, самообладание, доброта, искренность, общительность и т.д.);

· отношение к самому себе, к товарищам, взрослым и формы его проявления (требовательность, уважительность, тактичность, терпимость и т.д.);

· положение личности в классе;

· педагогические выводы и рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка.

Учебная деятельность может существовать, реально проявляться как сторона практической деятельности. Вместе с тем она имеет самостоятельное значение, так как, овладев ею, человек успешно овладеет и практической деятельностью. Важно также иметь в виду, что, не существуя вне реальной практической деятельности, учебная деятельность может развиваться только в ее процессе. Поэтому каждому преподавателю наряду с дидактическими условиями полезно знать принципы, дидактические основы формирования учебной деятельности.

Принцип целостности: необходимо добиваться целостности учебной деятельности, то есть так ее организовать, чтобы обеспечить единство основных ее составляющих – учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов – на основе ситуаций, характеризующихся противоречивостью и требующих для своего разрешения проявления в единстве всех сфер психики.

Приоритет самостоятельного обучения. Под этим понимается не проведение какой–либо самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения. При этом необходимо построение учебной деятельности как модели трудовой, практической, профессиональной деятельности с опорой на жизненный опыт обучающегося, используемый в качестве одного из источников обучения. Данный принцип направлен на обеспечение самостоятельности обучающегося как характерной особенности индивидуальности человека.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Актуально о образовании:

Системы и структуры воспитательного процесса
Процесс воспитания — сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый э ...

Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов
Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни. По сходству формы ...

Биография Д.И. Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духов ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru