Организация экспериментального обучения и его результаты

Страница 1

С целью экспериментально проверить разработанную методику на третьем этапе исследования в девятом классе школы №32 г. Астрахани была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развитию пространственных представлений, разработанные И.С. Якиманской.

Детям были предложены следующие задания.

1. «Умение распознавать данный объект среди объектов реальной действительности».

Построения на эту модель (демонстрируется куб, затем, поочерёдно, цилиндр, и конус). Найдите среди окружающих вас вещей предметы такой же формы.

2. «Умение распознавать объект среди изображений».

Демонстрируется модель. Необходимо найти среди изображений объекты такой же формы.

3. «Умение воспроизводить воображении объект представления памяти».

Найти среди предметов на фотографиях объекты цилиндрической, конусовидной и кубической формы. При этом модели куба, цилиндра и конуса не демонстрируются.

4. «Умение устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности».

КУБ ЦИЛИНДР КОНУС

5. «Умение воспроизводить представления памяти словесно, графически, в виде модели». Вылепите из пластилина куб, цилиндр, конус.

6. «Умение создавать в воображении новые объекты представления воображения». Представьте себе, какие конструкции можно составить из 6 кубиков. Опишите получившиеся конструкции словами или нарисуйте их или соберите их из деревянных кубиков.

Проведённая диагностика показала, что пространственное мышление большинства детей находится на аккумулятивном уровне, т.е. идёт накопление и узнавание пространственных признаков и отношений.

Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке и среди предметов реальной действительности. Но дифференцировка между различными категориями пространственных признаков неустойчива, часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот. Представления у учащихся неполные. После серии упражнений на развитие пространственного мышления, предложенных в дипломной работе проведена повторная диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений.

В результате этой работы я могу сделать вывод, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, накопили более широкий запас пространственных представлений, расширили запас словесных знаний и терминологии, приобрели умение устанавливать взаимосвязи между объектами, словом, образом и предметом реальной действительности, стали мысленно оперировать представлениями, используя их как опору при усвоении знаний. Но эти результаты слишком незначительны, т. к. работа должна вестись долго и целенаправленно, а я же смогла проводить эту работу только несколько месяцев, чего, конечно недостаточно, чтобы достичь высоких результатов в формировании пространственного мышления у учащихся основной школы

На основе этих умений ею же определяются уровни сформированности пространственного представления у учащихся.

Уровень I (Аккумулятивный). Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности. Но дифференцирована между различными категориями пространственных признаков неустойчива, часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот. Представления у учащихся неполные (умение 1–4).

Уровень II (Репродуктивный). Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями. Слово уже приобретает сигнальное значение и вызывает у учащегося соответствующее представление (умение 1–5)

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Педагогические технологии
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву): - интергративные качества (т ...

Приемы развития творческих способностей младших школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решен ...

Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru