В качестве учебных задач для старших школьников можно предложить следующие:
· научиться определять свои цели для всего занятия (или отдельных его этапов);
· научиться при слушании преподавателя думать вместе с ним;
· научиться выделять в учебном материале самые важные мысли, самые важные для себя лично;
· научиться основным приемам конспектирования (сокращениям слов, условным обозначениям, аббревиатурам, выделениям и пр.) ;
· научиться контролировать свои психические состояния и управлять ими;
· научиться оценивать собственные действия (учебные и познавательные);
· научиться ставить вопросы и формулировать их по ходу занятия или в конце его;
· научиться, немного опережая преподавателя, находить свой способ решения проблемы или делать вывод (чтобы проверить свои познавательные возможности).
Формированию у школьников умения принимать учебную задачу способствует использование учителем разнообразных заданий: 1) предлагаются задачи без вопросов; разбор подобных заданий убеждает детей в том, что деятельность может осуществляться лишь тогда, когда четко определена ее цель; 2) даются задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом «река» – разбор слова по составу, фонетический, как части речи, определение правила правописания и т.д.); 3) подбираются упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной. Например, в учебниках математики часто встречаются задания такого типа: реши примеры, заполни таблицу и т.п. – здесь учебная задача скрыта, поскольку задание формулируется как практическая задача, направленная на получение конкретного результата, поэтому учащиеся по просьбе учителя должны определить, чему они будут учиться, выполняя то или иное задание. Такие упражнения позволяют не только сформировать умение принимать от учителя учебную задачу, самостоятельно определять варианты своих целей, но и вырабатывать осознание детьми процесса учения – ребенок становится субъектом учебной деятельности.
В исследовании М.В. Матюхиной был использован такой прием, который позволял поддерживать и реализовывать психологический механизм формирования учебной деятельности младшего школьника: детям предлагались таблицы для самостоятельного заполнения: Что я узнал по теме «Имя числительное» Что такое числительное? Какую роль числительные играют в нашей речи? Какие бывают числительные? Как изменяются числительные по падежам? Каково правописание числительных с «ь» Работа учащихся с такими таблицами позволяет им вдумчиво относиться к оценке своих знаний, определять свои намерения, ставить цели на определенные короткие сроки, ограничиваемые рамками изучаемой части учебного материала, получать удовлетворение от достижения намеченной цели и вновь стремиться к следующей своей цели.
Рассмотрим еще одно дидактическое условие: анализ учителем процесса и результатов формирования учебной деятельности.
Педагогическая деятельность, как и всякая другая, предполагает анализ (самоанализ) результатов действий. Выполнив то или иное действие или систему действий, то есть, решив ряд педагогических задач, учитель изменяет степень сформированности учебной деятельности и развития основных сфер индивидуальности. При этом он воспринимает так называемые сигналы обратной связи, несущие информацию о результатах действий. Эта информация позволяет судить не только о новом (изменившемся) состоянии той или иной сферы или компоненте учебной деятельности, но – и это главное – является для педагога сигналом о результатах его деятельности. Она дает представление о том, решена ли задача (достигнута ли цель). Следовательно, анализ (самоанализ) педагогической деятельности является таким же неотъемлемым ее компонентом, как постановка цели и применение средств для ее достижения. Это означает, что при конструировании и реализации педагогической технологии необходимо решать и проблему своевременного выявления результатов применения педагогических средств – разработать методы анализа деятельности учителя по формированию учебной деятельности учащегося и основных его сфер.
Актуально о образовании:
Посещение занятий педагога-логопеда
Логопедическое занятие по теме: "Звук л" Этап: автоматизация звука в словах. Цели: закреплять правильное произношение звука л в словах; развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза); развитие внима ...
Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...
Специфика педагогического творчества
Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. В.И. Загвязинский так пишет об этом: "Учитель занят педагогическим творчеством, ученик - предметным (изобразитель ...