Проблема формирования учебной деятельности

Новое о образовании » Формирование учебной деятельности учащихся » Проблема формирования учебной деятельности

Страница 8

Рассмотрим, каким образом педагог может осуществить обратную связь – получить информацию о процессе функционирования учебной деятельности и развитию индивидуальных качеств учащихся.

Наиболее доступным в практической деятельности способом получения необходимых данных является наблюдение деятельности педагога на уроке и последующий ее анализ (или самонаблюдение и самоанализ). Как правило, чаще всего о деятельности педагога судят по ее результатам, то есть по тому, каких изменений у учащихся ему удалось добиться. Отсюда большое внимание уделяют изучению учащихся в связи с деятельностью учителя. Этому есть свои основания, но проблема остается: как учителю самому изучать свою деятельность? А еще точнее: как соотнести действия педагога с теми изменениями в учебной деятельности и индивидуальности учащихся, которые они обусловливают? Поэтому наблюдение за деятельностью педагога должно позволить получить данные не только о результатах формирования учебной деятельности, но и о влиянии на этот процесс выбранных средств. Таким образом, задача наблюдения деятельности преподавателя заключается в том, чтобы определить, какие действия педагога оказались эффективными, насколько они рациональны, целесообразны, а в целом – насколько оптимальным было решение тех или иных педагогических задач. Только при таком условии наблюдение дает возможность учителю своевременно корректировать свои воздействия на ту или иную сферу учащегося. С учетом изложенных ограничений нами разработан ряд средств наблюдения и анализа деятельности учителя. Рассмотрим некоторые из них.

Аспектный анализ предполагает рассмотрение какого–либо аспекта деятельности учителя или учащихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока в определенном аспекте. Приведем рекомендации аспектного анализа деятельности учителя на уроке.

I. Программа анализа урока, который учитывает закономерности развития интеллектуальной сферы учащихся, предполагает внимание к следующим вопросам:

1) в какой мере урок подготовлен с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы?

2) соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учащихся?

3) формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

4) в какой мере у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

5) обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

6) учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?

7) какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?

8) используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность?

9) в какой мере формируются элементы творческого мышления?

10) учитываются ли различия школьников по основным качествам их интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятельность, осознанность и пр.).

II. Программа анализа урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы:

1) что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать у учащихся интерес к предстоящей работе?

2) успешным ли с мотивационной точки зрения было начало урока?

3) актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния учащихся?

4) удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида деятельности на другой? насколько его приемы были эффективны?

5) в какой мере педагог обучает учащихся приемам целеполагания?

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Актуально о образовании:

Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников
С поступлением в школу резко изменяется уклад жиз­ни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положе­ния школьника, новых обязанностей в семье, в коллекти­ве сверстников. Как было отмечено выше, ведущей дея­тельностью младшего школьника станов ...

План-конспект урока химии с применением технологии модульного обучения
Тема: Кислоты Цель: Обобщение понятия о кислотах, изученных в предыдущих темах. Познакомиться с классификацией кислот и их взаимодействием с солями. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, производить расчеты по ним, осуществлять химический эксперимент. Методы: объяснение, беседа, ...

Информационное пространство и изучение истории в школе
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жес ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru