Специфика педагогического творчества

Страница 2

1. Перед педагогом возникают те или иные учебно-воспитательные задачи, своеобразные проблемные ситуации, которые должны быть им осмыслены и первично оценены; на этой основе возникает замысел будущего педагогического действия.

2. Происходит осознание и уточнение конкретной цели возникшего замысла для решения проблемной ситуации (урок, воспитательное мероприятие, педагогическое воздействие).

3. Накапливаются наблюдения за объектом воздействия и информации о нем.

4. Производится выбор и реализация лучшего варианта воздействия из серии возможных.

5. Осуществляется анализ результата педагогического воздействия и его критическая оценка.

Конкретизируя эту структуру применительно к педагогической деятельности, можно выстроить такую последовательность этапов в творческом процессе педагога:

1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи;

2) разработка замысла;

3) воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми;

4) анализ и оценка результата творчества.

Когда учитель лишь сообщает ученикам какую-то информацию, но не руководит ее усвоением, то здесь нет творчества. Необходимо знать как оптимизировать процесс обучения. Оптимизация может быть рассмотрена как своего рода уровень творчества. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект знаний или область знаний. В.А. Кан-Калик выделяет четыре таких уровня.

Первый уровень - это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует "по методичке", по шаблону, по опыту других учителей. Второй уровень - это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень - эвристический. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса.

Таким образом, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Этапы развития речи ребенка в норме
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии
Учащиеся не всегда могут самостоятельно ознакомиться с различными небесными явлениями. Этому препятствует много причин: неблагоприятная погода, несовпадение времени явлений с днями наблюдений, неосуществимость наблюдений редких и медленно протекающих явлений, а также явлений, принципиально недоступ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru