1. Перед педагогом возникают те или иные учебно-воспитательные задачи, своеобразные проблемные ситуации, которые должны быть им осмыслены и первично оценены; на этой основе возникает замысел будущего педагогического действия.
2. Происходит осознание и уточнение конкретной цели возникшего замысла для решения проблемной ситуации (урок, воспитательное мероприятие, педагогическое воздействие).
3. Накапливаются наблюдения за объектом воздействия и информации о нем.
4. Производится выбор и реализация лучшего варианта воздействия из серии возможных.
5. Осуществляется анализ результата педагогического воздействия и его критическая оценка.
Конкретизируя эту структуру применительно к педагогической деятельности, можно выстроить такую последовательность этапов в творческом процессе педагога:
1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи;
2) разработка замысла;
3) воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми;
4) анализ и оценка результата творчества.
Когда учитель лишь сообщает ученикам какую-то информацию, но не руководит ее усвоением, то здесь нет творчества. Необходимо знать как оптимизировать процесс обучения. Оптимизация может быть рассмотрена как своего рода уровень творчества. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект знаний или область знаний. В.А. Кан-Калик выделяет четыре таких уровня.
Первый уровень - это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует "по методичке", по шаблону, по опыту других учителей. Второй уровень - это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень - эвристический. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса.
Таким образом, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.
Актуально о образовании:
Историко-описательный анализ литературы по проблеме
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, тем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным является язык в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественн ...
Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходим ...
Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни. Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого опр ...