Данные таблицы №2 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение моторики, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем ровесники из контрольной группы. Причем максимальные различия были получены в результате выполнения таких тестов, как динамическая координация, скорость движений, одновременность движений.
При анализе сформированности серийной организации движений (третий диагностический блок) изучались результаты проб на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»), на реципрокную координацию движений и выполнение графической пробы (по А.Р. Лурия 3-й вариант). Дошкольники с ОНР испытывали значительные трудности при выполнении пробы на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»). Только некоторые ученики (3 человека) экспериментальной группы смогли повторить задание после первой демонстрации правильно. Детям необходимо было показать пробу несколько раз. Учащиеся путали серию движений, не воспроизводили ее до конца.
Проба на реципрокную координацию движений также оказалась трудной для детей экспериментальной группы. Задание выполнялось отсрочено, со сбоями в виде отставания той или иной руки, иногда можно было наблюдать поочередное выполнение движений (4 человека).
Таблица №3
Результаты выполнения проб, направленных на изучение серийной организации движений у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
|
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
|
Проба на динамический праксис |
1 |
2,5 |
|
Проба на реципрокную координацию движений |
1,2 |
2,4 |
|
Графическая проба (по А.Р. Лурия 3-й вариант) |
1 |
2,5 |
|
Итого: |
3,2 |
6,4 |
Данные таблицы №3 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение серийной организации движений, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем дошкольники контрольной группы.
Таблица №4
Результаты выполнения проб, направленных на исследование зрительно-пространственных отношений, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
|
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
|
Методика «Домик» |
1 |
2,6 |
|
Незаконченные изображения |
1,4 |
2 |
|
Наложенные изображения |
1,2 |
2,4 |
|
Итого: |
3,6 |
7 |
Данные таблицы №4 свидетельствуют о том, что средний штрафной балл, полученный экспериментальной группой в 2 раза по сравнению со средним штрафным баллом контрольной группы. Причем, максимальные различия наблюдаются при выполнении заданий на рисование домика и узнавание наложенных изображений, а минимальные различия обнаружены при выполнении пробы Хеда, что свидетельствует о недостаточной сформированности выбора правой – левой руки у дошкольников обеих групп.
Для исследования зрительной памяти (пятый диагностический блок)применялись такие задания как методика оценки зрительной памяти, запоминание 6 картинок и сюжетная картинка.
При выполнении методики оценки зрительной памяти дошкольники двух групп испытывали затруднения. Большинство трудностей и ошибок в контрольной группе наблюдалось при отсроченном воспроизведении: неровность линий, дрожание, штрихи и обводки, ошибки воспроизведения последней фигуры в виде дизметрических ошибок. При этом все фигуры выполнены, строка и последовательность соблюдена. У дошкольников экспериментальной группы наблюдались трудности, как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении серии. Отмечались случаи трансформации 2-ой и 4-ой фигуры в знак (ь, и), упрощение фигур, дизметрические ошибки, так же нарушение пропорций и места деталей фигуры.
Актуально о образовании:
Внеклассная работа по математике как средство развития
познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...
Исследование межличностных отношений младших школьников
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаим ...
Психолого-педагогические основы методического решения,
проблемы формирования пространственного мышления учащихся основной школы
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев обоснованно считал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию – это такой подход к отдельным воспитат ...