Исследование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов

Новое о образовании » Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте » Исследование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов

Страница 1

недоразвитие речь дошкольник письмо коррекционный

Методика оценки графо-моторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура-образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности: фигура-образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.

При выполнении графической пробы (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что ученики экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Контрольная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.

Методика графический диктант оказалась достаточно сложным заданием для детей дошкольного возраста экспериментальной группы. Дети контрольной группы хорошо справились с заданием. Наиболее трудными для детей экспериментальной группы оказались 1 и 3 диктанты, не считая тренировочного. Отмечалось многократное повторение одной серии элементов вместо программы из 2-х звеньев, а также трудности ориентировки право - лево, в связи с чем, пропускалась часть инструкции «одна клеточка налево» и узор приобретал совершенно другую форму, несмотря на то, что первый элемент узора был правильно воспроизведен. Так же отмечалось несоблюдение строки и разрывы линий.

Таблица №1

Результаты выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название теста

Среднее количество баллов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких

10,7

20,1

Графическая проба (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисования простых узоров)

2,2

3,5

Графический диктант

5,5

11,5

Итого:

18,4

25,1

Данные таблицы №1 свидетельствуют о том, что дошкольники экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов, причем максимальные различия были обнаружены за выполнение графического диктанта и методики оценки графо-моторных функции по М.М. Безруких.

Результаты исследования моторики показали, что наиболее тяжелыми в выполнении для детей обеих групп оказались тесты на статическую координацию, динамическую при утомлении и на отчетливость движений. При удержании позы дети часто покачивались, сходили с места, некоторые ученики не могли выполнить задание. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений. Результаты теста на исследование скорости движений показали, что больше половины детей затруднялись сесть на пол и встать без помощи рук. Тест на двигательную память, в котором движения экспериментатора программировали последовательность их выполнения и одновременно являлись сбивающим воздействием, вызвал значительные трудности у большинства детей обеих групп.

Таблица №2

Результаты выполнения проб, направленных на изучение моторики, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название теста

Среднее количество баллов

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Статическая координация

1,1

1,55

Динамическая координация

0,4

1,15

Скорость движений

0,9

1,5

Двигательная память

1,1

1,6

Одновременность движений

0,8

1,4

Отчетливость движений

0,4

0,8

Итого:

4,7

8

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
педагог дошкольный монологический речь обучение Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. А.Н. Гвоздев в своем уникальном исследовании «Вопросы изучения де ...

Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников
Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной д ...

Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru