недоразвитие речь дошкольник письмо коррекционный
Методика оценки графо-моторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура-образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности: фигура-образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.
При выполнении графической пробы (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что ученики экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Контрольная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.
Методика графический диктант оказалась достаточно сложным заданием для детей дошкольного возраста экспериментальной группы. Дети контрольной группы хорошо справились с заданием. Наиболее трудными для детей экспериментальной группы оказались 1 и 3 диктанты, не считая тренировочного. Отмечалось многократное повторение одной серии элементов вместо программы из 2-х звеньев, а также трудности ориентировки право - лево, в связи с чем, пропускалась часть инструкции «одна клеточка налево» и узор приобретал совершенно другую форму, несмотря на то, что первый элемент узора был правильно воспроизведен. Так же отмечалось несоблюдение строки и разрывы линий.
Таблица №1
Результаты выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество баллов | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких |
10,7 |
20,1 |
Графическая проба (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисования простых узоров) |
2,2 |
3,5 |
Графический диктант |
5,5 |
11,5 |
Итого: |
18,4 |
25,1 |
Данные таблицы №1 свидетельствуют о том, что дошкольники экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов, причем максимальные различия были обнаружены за выполнение графического диктанта и методики оценки графо-моторных функции по М.М. Безруких.
Результаты исследования моторики показали, что наиболее тяжелыми в выполнении для детей обеих групп оказались тесты на статическую координацию, динамическую при утомлении и на отчетливость движений. При удержании позы дети часто покачивались, сходили с места, некоторые ученики не могли выполнить задание. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений. Результаты теста на исследование скорости движений показали, что больше половины детей затруднялись сесть на пол и встать без помощи рук. Тест на двигательную память, в котором движения экспериментатора программировали последовательность их выполнения и одновременно являлись сбивающим воздействием, вызвал значительные трудности у большинства детей обеих групп.
Таблица №2
Результаты выполнения проб, направленных на изучение моторики, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Статическая координация |
1,1 |
1,55 |
Динамическая координация |
0,4 |
1,15 |
Скорость движений |
0,9 |
1,5 |
Двигательная память |
1,1 |
1,6 |
Одновременность движений |
0,8 |
1,4 |
Отчетливость движений |
0,4 |
0,8 |
Итого: |
4,7 |
8 |
Актуально о образовании:
Контроль понимания текста
Как проводить контроль понимания читаемого? Есть несколько способов, и я приведу некоторые из них. 1. Нахождение учащимися в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, предъявленные им до чтения или после чтения. 2. Ответы учащихся с опорой на текст, на вопросы учителя, заданные им д ...
Информатизация физического
образования
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Использование информационных технологий на уроках физики помогает достичь педагогических целей ...
Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...