С заданием на запоминание 6 картинок справились дети двух групп. Ошибки в экспериментальной группе характеризовались пропуском или неправильно указанной последовательностью картинок.
Таким образом, большинство учащихся контрольной и экспериментальной групп обладают высоким уровнем выполнения данной методики.
При ответах на вопросы по сюжетной картинке дошкольники с ОНР выполнили задание немного хуже, чем дети контрольной группы. Наблюдались неточности. Но в целом дети с заданием справились. Дошкольники с нормальным речевым развитием не допускали грубых ошибок, ответы были развернутыми.
Таблица №5
Результаты выполнения проб, направленных на изучение зрительной памяти, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Методика оценки зрительной памяти |
3,9 |
5,9 |
6 картинок |
0,3 |
0,8 |
Сюжетная картинка |
0,4 |
1 |
Итого: |
4,6 |
7,7 |
Данные таблицы №5 показывают, что за выполнение всех тестов данного диагностического блока, экспериментальная группа набрала большее количество штрафных баллов. Максимальные отличия в их количестве наблюдаются при выполнении методики оценки зрительной памяти.
Результаты изучения функциональной базы графо-моторных навыков указывают на то, что, во-первых, у дошкольников с ОНР нарушения компонентов графо-моторных навыков встречается чаще, чем в контрольной группе, и, во-вторых, эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер, чем у ровесников из контрольной группы.
1. Особенности собственно графо-моторного компонента:
* линии неровные, дрожащие или очень слабые или с очень сильным нажимом, разрывы, отсутствие плавности линий;
* несоблюдение строки;
* трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу;
2. Особенности моторной сферы:
* неловкость выполняемых движений, несогласованная деятельность различных групп мышц;
* низкая выносливость к статическим нагрузкам;
* особенности динамической координации при утомлении;
* несовершенная двигательная память.
3. Особенности серийной организации движений:
* недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных действий;
* серия выполняется со сбоями, расширением или сужением программы, с ошибками порядка элементов серии;
* в графической деятельности отмечается нарушение плавности, порядка следования элементов, ошибки по типу уподобления и расподобления, возможны макро- и микрографии, зрительно-пространственные ошибки.
4. Особенности зрительно-пространственного восприятия:
* трудности ориентирования «право» - «лево»;
* трудности расположения элементов рисунка в пространстве на листе бумаги;
* наличие вербально-перцептивных ошибок, свидетельствующих о слабости левополушарных функций;
* недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций в определении положения другого человека и собственного тела, наличие саматотопических и зрительно-пространственных ошибок.
5. Особенности зрительной памяти:
Несовершенная зрительная память: ошибки воспроизведения элементов запоминаемого ряда, нарушение порядка воспроизведения фигур, несоблюдение строки, трудности отсроченного воспроизведения запоминаемых элементов.
Актуально о образовании:
Д.И. Менделеев о народном образовании
Он постоянно проводил мысль, что школа – это громадная сила, определяющая судьбы народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России. В статьях и речах о состоянии и развитии образования в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальны ...
Организация условий проведения педагогического исследования
Для педагогического исследования огромное значение имеет организация условий его проведения. Необходимо учитывать то обстоятельство, что исследователь имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех во ...
Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников
С поступлением в школу резко изменяется уклад жизни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положения школьника, новых обязанностей в семье, в коллективе сверстников. Как было отмечено выше, ведущей деятельностью младшего школьника станов ...